Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – ПУТЬ К ПОДЛИННОЙ ГИБКОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-15-36

Аннотация

В статье говорится о необходимости перехода российских университетов от консервативной поточно-групповой к прогрессивной индивидуально-ориентированной системе организации образовательного процесса, при которой объектом планирования деятельности и реализации программ высшего учебного заведения становится каждый без исключения студент. Новая либеральная студентоцентрированная форма подготовки специалистов, получившая название «кредит-система», или, в российском варианте, – «система зачетных единиц», выдвигает на первый план интересы и права студентов. Постепенно такая система становится превалирующей в мировом пространстве высшего профессионального образования. Однако в российской высшей школе она прививается, к сожалению, довольно плохо и пока существует лишь как эксперимент.

Повсеместное сохранение в вузах поточно-групповой организации учебного процесса является индикатором серьезного технологического отставания российских университетов от стран-лидеров на мировом рынке образовательных услуг. Главные препятствия на пути широкого внедрения организационных инноваций в отечественном высшем образовании – отсутствие университетов-лидеров и во многом устаревшая нормативно-правовая база.

Отказ от традиционной поточно-групповой модели обучения, формирования устойчивых, сохраняющихся в продолжение всего регламентированного срока обучения учебных групп открывает перед российскими вузами возможности обеспечения подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ, предоставляет учащимся возможность индивидуального семестрового планирования, составления личного расписания занятий и право на выбор преподавателей. Сочетание современных подходов к оценке достижений студентов и индивидуально-ориентированной организации обучения, полное приятие данной модели, причем на самом массовом уровне – при подготовке бакалавров и специалистов, может обеспечить поистине качественный скачок в развитии отечественного высшего образования. 

Об авторе

Б. А. Сазонов
Федеральный институт развития образования, г. Москва
Россия

кандидат технических наук, главный научный сотрудник Центра начального, среднего и высшего профессионального образования Федерального института развития образования



Список литературы

1. Бадарч Д., Сазонов Б. А. Актуальные вопросы интернациональной гармонизации образовательных систем: моногр. М.: Бюро ЮНЕСКО в Москве, 2007.

2. Сазонов Б. А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высш. образование в России. 2008. No 11.


Рецензия

Для цитирования:


Сазонов Б.А. ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА – ПУТЬ К ПОДЛИННОЙ ГИБКОСТИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. Образование и наука. 2012;(5):15-36. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-15-36

For citation:


Sazonov B.A. Person-Oriented Organization of Academic Process – the Way of Genuine Flexibility and Individualization of Educational Curricula. The Education and science journal. 2012;(5):15-36. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-15-36

Просмотров: 1321


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)