ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается содержание права на достойное человеческое существование и показана его непосредственная взаимосвязь с правом на образование, которое не только является важнейшим следствием и решающим условием реализации идеи достойной жизни, но и способствует соблюдению гражданских, политических, социально-экономических, социально-культурных прав. Шансы необразованного, мало или плохо образованного человека на достойное существование весьма сомнительны, а своими правами, в частности гражданскими и политическими, он просто не сумеет воспользоваться.
Авторами проведен ретроспективный анализ становления права на достойное человеческое существование, рассмотрены различные, в том числе отечественные варианты его теории и практики, описаны проблемы выражения его этического содержания в нормативных правовых актах и показателях экономического развития. Предпринята оригинальная попытка конструктивного примирения пафоса ревнителей права на достойное человеческое существование и скептиков, сводящих его к неверифицируемой декларативной мифеме или идеологеме. Образование выступает средством демифологизации и деидеологизации идеи права на достойное человеческое существование, которое, несмотря на рост общественного разочарования, сохраняет свое социальное значение не только и не столько как юридический феномен, сколько как необходимый комплексный полифункциональный универсальный инструмент социального саморазвития.
Результаты исследования могут найти применение при целеполагании в сфере образования и проектировании нормативных правовых актов в области образования и прав человека.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ
В статье говорится о необходимости перехода российских университетов от консервативной поточно-групповой к прогрессивной индивидуально-ориентированной системе организации образовательного процесса, при которой объектом планирования деятельности и реализации программ высшего учебного заведения становится каждый без исключения студент. Новая либеральная студентоцентрированная форма подготовки специалистов, получившая название «кредит-система», или, в российском варианте, – «система зачетных единиц», выдвигает на первый план интересы и права студентов. Постепенно такая система становится превалирующей в мировом пространстве высшего профессионального образования. Однако в российской высшей школе она прививается, к сожалению, довольно плохо и пока существует лишь как эксперимент.
Повсеместное сохранение в вузах поточно-групповой организации учебного процесса является индикатором серьезного технологического отставания российских университетов от стран-лидеров на мировом рынке образовательных услуг. Главные препятствия на пути широкого внедрения организационных инноваций в отечественном высшем образовании – отсутствие университетов-лидеров и во многом устаревшая нормативно-правовая база.
Отказ от традиционной поточно-групповой модели обучения, формирования устойчивых, сохраняющихся в продолжение всего регламентированного срока обучения учебных групп открывает перед российскими вузами возможности обеспечения подлинной гибкости и индивидуализации образовательных программ, предоставляет учащимся возможность индивидуального семестрового планирования, составления личного расписания занятий и право на выбор преподавателей. Сочетание современных подходов к оценке достижений студентов и индивидуально-ориентированной организации обучения, полное приятие данной модели, причем на самом массовом уровне – при подготовке бакалавров и специалистов, может обеспечить поистине качественный скачок в развитии отечественного высшего образования.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
В статье представлены результаты комплексного исследования сущности, содержания, структурных элементов и моделей современного территориального образовательного пространства. Определены теоретико-методологические положения разработки инновационной модели образовательного процесса в территориальном (региональном) образовательном пространстве непрерывного профессионального образования.
Особое внимание уделяется методологическим основам создания названной модели, включая идеи, концепции, принципы и методологические подходы, в условиях взаимодействия региональных образовательных учреждений в процессе модернизации системы профессионального образования. Вчастности, автором обосновывается необходимость развития и использования многоуровневой методологии, эффективно применяющейся при разработке теоретических основ профессионально-педагогического образования.
В качестве условия реализации модели в соответствии с предложенной уровневой методологией представлены педагогические технологии, позволяющие объективизировать обоснованные и разработку стратегии и тактики модернизации образовательных систем регионов РФ.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Статья посвящена определению места профессиональной педагогики в системе педагогических наук. Обосновывается, что оно обусловлено идеей целеполагания, которая предусматривает формирование компетентно развитой личности в процессе профессионального образования и саморазвития в течение всей жизни. Возникновение профессиональной педагогики связано с общественной потребностью в единой преемственной системе профессионального образования. Всю педагогическую проблематику по целевому назначению условно можно разделить на две группы: «встраивание человека в общество и природу» (социализация) и «встраивание человека в профессию» (профессионализация).
Всоответствии сидеей целеполагания, педагогика включает всебя две большие отрасли: общую и профессиональную, в которых конкретизируются остальные виды педагогического знания. Педагогическая проблематика в области целевой подготовки преподавателей для системы общего и профессионального об- разования также делится на две группы: 1) подготовка преподавателей для системы социализации– задача педагогического образования (учитель-предметник); 2) подготовка преподавателей для системы профессионализации – назначение профессионально-педагогического образования (педагог профессионального образования). Такое разграничение довольно условно, поскольку все образовательные учреждения в рамках реализации образовательных стандартов осуществляют процесс воспитания, общего развития обучающихся, их личностного и гражданского становления и т. д. Но автор исходя из поставленных задач показывает специфику общего и профессионального образования, а также общей и профессиональной педагогики.
Подготовка профессионально мобильных специалистов, способных гибко реагировать на все изменения в обществе, – важнейшая проблема современной образовательной системы. В статье обосновывается, что ответственность за решение этой проблемы должна возлагаться, в частности, на технический университет, а способ ее решения заключается в гуманитаризации технического образования, предполагающей переосмысление его ценностей и смыслов. Условием преодоления технократизма является культивирование ценности профессионализма в контексте гуманитаризации обучения.
Профессионализм определяется автором через идею «служения в профессии» «как осознания цели, или сверхзадачи, даже миссии». Основа воспитания такого мировосприятия – поиск гармонии человека с миром и его ценностными основаниями. Поэтому перед вузами стоит задача «выращивания» людей высокого интеллекта, людей, отличающихся высокой нравственной и деловой ответственностью. Базовой ценностью таких личностей является «служение Делу» – постоянное стремление сделать мир лучше благодаря своей деятельности, желание оставить после себя что-то полезное для общества.
Для подготовки специалистов соответствующего уровня необходимо обучение на основе диалога, сотворчества и преподавателя, и студента, которое позволяет реализовать процесс самоопределения, саморазвития будущего специалиста.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
В статье дается интерпретация игры как универсального и феноменального способа жизнедеятельности личности, формирующего ее идентичность через непринужденное участие в игровом действии. В отличие от развернутых определений игры как культурологического и педагогического феномена, авторы анализируют игру в философском ракурсе, раскрывая ее экзистенциальный статус. Как активная форма бытия личности, игра способствует поиску себя посредством самопознания, самопонимания и самоопределения в процессе игрового действия в развертывающемся отношении «Я – Другой», дающем личности возможность экспериментировать с собственной идентичностью, примеряя на себя и воплощая различные социальные и культурные роли.
Экзистенциальное значение игры, выражающееся в активизации понимания себя и смысла собственного существования, особенно возрастает в настоящее время, в условиях ценностного плюрализма и переоценки ценностей.
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ
Статья посвящена процессу становления и развития педагогической терминологии. Автором дано теоретическое обоснование возможностей историко-педагогического исследования развития понятийно-терминологического аппарата отечественной педагогической науки. Концептуальными основами работы являются идеи о соотношении процесса становления научной терминологии и генезиса научного знания, философская концепция понятия как формы и результата отражения действительности, лингвистическая концепция термина как функциональной единицы языка науки, особенности отражения педагогического знания в понятийной форме.
Основными результатами исследования стали определение методологических требований к анализу понятийного строя науки в историческом контексте, обоснование источниковедческой базы, раскрытие исследовательских принципов, описание инструментария и особенностей его применения с учетом специфики педагогических понятий и терминов. Полученные выводы могут быть использованы при изучении проблем в области истории педагогики, методологии педагогической науки и педагогической терминологии. В завершение статьи приводятся актуальные направления исследования процесса развития педагогической терминологии с историко-педагогических позиций.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Статья посвящена обоснованию и разработке модели методики внедрения web 2.0-технологий в организацию самостоятельной работы студентов в ходе освоения дисциплин, осуществляющих подготовку к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности.
Для создания модели использовались такие научно-теоретические методы, как изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме; обобщение и систематизация научных положений по теме работы; методики внедрения web 2.0-технологий в организацию самостоятельной работы студентов. Теоретико-методологическую основу проекта составили технологии и методики моделирования образовательного процесса (П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин); теории и методики организации самостоятельной работы студентов (П. И. Пидкасистый, С. И. Архангельский,); аспекты использования web 2.0- технологий в обучении (Е. Д. Патаракин, Tim O’Reilly).
В статье содержится описание разработанной авторами модели и комплекса педагогических условий ее реализации. Представленные рекомендации могут способствовать совершенствованию процесса организации самостоятельной работы студентов в ходе подготовки к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В статье описывается процесс выявления специфики формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, идеализации, моделирования, психологической диагностики, врачебно-педагогического тестирования и педагогического эксперимента.
Методологическую базу исследования составили идеи саморегуляции произвольной активности О. А. Конопкина и В. И. Моросановой. Автором обоснована комплексная методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов высшей квалификации. Доказано, что данный стиль вырабатывается у спортсменов в процессе формирования социально адекватных мотивов и социально значимых для спорта черт личности путем применения средств и методов вербального аутовоздействия. Зафиксировано отсутствие прямой связи между личностным типом и успешностью спортивной подготовки, но при этом установлено, что каждому личностному типу присущ ряд устойчивых особенностей саморегулирования. Результаты исследования могут быть использованы как в спорте высших достижений, так и при подготовке спортивного резерва.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
В статье определено понятие «учебно-профессиональная адаптация», перечислены трудности учебно-профессионального характера, которые испытывают иностранные студенты в российском вузе. Обозначено отношение студентов данной категории к университету, сформулированы первоочередные задачи, стоящие перед преподавателями русского языка как иностранного, и предложены конкретные варианты их решения.
Описаны направления организации учебно-профессиональной адаптации иностранных студентов в российском вузе, обеспечивающие их активную коммуникацию на неродном (русском) языке, увеличение мотивации кучебной и внеаудиторной деятельности.
Методологию проведения работы составили системный и личностно- ориентированный подходы в образовании; положения теории социально- психологической адаптации личности, теории мотивации, методики преподавания русского языка как иностранного. В исследовании использовались методы анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, анкетирования, включенного наблюдения, обработки эмпирических данных.
Результаты исследования могут использоваться в ходе обучения иностранных студентов в российском вузе, а также при проектировании модели процесса адаптации иностранных специалистов в различных организациях и при подготовке русских студентов для обучения в иностранных учебных заведениях.
Статья посвящена применению коммуникативно-компетентностного подхода к профессиональной подготовке врача на додипломной форме обучения. Особое внимание уделяется принципам формирования лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций в ходе преподавания курса русского языка и культуры речи. Целями статьи являются анализ требований ФГОС ВПО 3-го поколения относительно компетенций в области гуманитарных наук, которые должны быть сформированы у студентов-медиков на занятиях по предмету «Русский язык и культура речи»; определение содержания термина «коммуникативная компетенция» на основе рассмотрения общеевропейских компетенций владения языком и анализа лингводидактических работ современных российских ученых; определение содержания компонентов лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций курса «Русский язык и культура речи» для медицинских вузов.
Результаты проведенного анализа и содержание компонентов лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций курса «Русский язык и культура речи» учтены при создании Рабочей программы дисциплины «Русский язык и культура речи» и при написании электронного учебника и учебного пособия для студентов медицинских вузов.
ЧЕЛОВЕК, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
В статье на основе теоретического обобщения раскрывается феномен человека в креативном измерении. Данное исследование предпринято с целью определения перспективных возможностей для процессов образования. Определены основы универсальной сущности человека как культурно-исторического существа, обладающего бесконечными возможностями саморазвития. Человек представлен в «зеркале» основных философских концепций: натуралистической, православно-ориентированной и «био-социальной», или «био-социо-культурной». В понимании природы человека отмечаются две крайности – антропологиче- ский эссенциализм, утверждающий, что сущность предзадана отдельному индивиду, и антропологический экзистенциализм, провозглашающий обратное: существование человека предшествует его сущности, которая конституируется в актах выбора, самопроектирования и самоответствености за выбор и проект. Если в первом случае игнорируется субъективная сторона бытия человека, то во втором – объективная, социально обусловленная. Обе группы этих теорий антиисторичны, так как история, конечно, сформировала сущность человека в ее родовой определенности, но эта определенность модифицируется в актах деятельности и общения в тот или иной исторический период.
Выделены слагаемые универсальной сущности человека: наличие у него неорганического тела, социальная наследственность, отсутствие врожденных программ социального поведения, свобода воли, самодеятельность, творчество, общественная природа и его разум. Автор считает, что, для того чтобы универсальная сущность человека получила достойное осуществление, необходим переход экономики от спекулятивно-рыночной, ориентированной на прибыль, к креативной, нацеленной на социальную положительную эффективность, на качество жизни и воспроизводство целостных индивидов.
Результаты анализа могут быть применены в разработке методологии философской и педагогической видов антропологии, а также в практике преподавания в высших учебных заведениях философии и теории педагогики.
ISSN 2310-5828 (Online)