МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-37-50
Аннотация
В статье представлены результаты комплексного исследования сущности, содержания, структурных элементов и моделей современного территориального образовательного пространства. Определены теоретико-методологические положения разработки инновационной модели образовательного процесса в территориальном (региональном) образовательном пространстве непрерывного профессионального образования.
Особое внимание уделяется методологическим основам создания названной модели, включая идеи, концепции, принципы и методологические подходы, в условиях взаимодействия региональных образовательных учреждений в процессе модернизации системы профессионального образования. Вчастности, автором обосновывается необходимость развития и использования многоуровневой методологии, эффективно применяющейся при разработке теоретических основ профессионально-педагогического образования.
В качестве условия реализации модели в соответствии с предложенной уровневой методологией представлены педагогические технологии, позволяющие объективизировать обоснованные и разработку стратегии и тактики модернизации образовательных систем регионов РФ.
Об авторе
К. Ю. КомаровРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра «Инноваций в образовании» Российского государственного профессионально-педагогического университета
Список литературы
1. Анисимов П. Ф. Национальная доктрина образования и перспективы развития среднего профессионального образования // Сред. проф. образование. 2003. No 3. С. 19–25.
2. Бабанский Ю. К. В поисках оптимального варианта. М.: Педагогика, 1982. 183 с.
3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2001. 192 с.
4. Загвязинский В. И. Учитель как исследователь. М.: Знание, 1980. 96 с.
5. Краевский В. В., Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика. Волгоград: Перемена, 2001. 186 с.
6. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.
7. Литвинов Б. Д. Подготовка кадров в педвузах для современной профтехшколы // Новые исслед. в пед. науках. 1990. No 1 (55). С. 62–66.
8. Наливайко Н. В. Гносеологические и методологические основы научной деятельности. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 119 с.
9. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
10. Основы открытого образования / Андреев А. А., Каплан С. Л., Краснова Г. А., Лобачев С. Л., Лупанов К. Ю., Поляков А. А., Скамницкий А. А., Солдаткин В. И.; отв. ред. В. И. Солдаткин. М.: НИИЦ РАО, 2002. Т. 2. 680 с.
11. Профессионально-педагогические кадры России: Целевая комплексная программа на 1997–2001 годы / сост. Е. В. Ткаченко, В. М. Вайн, Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев, Ф. Т. Хаматнуров. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. 16 с.
12. Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Акад. пед. и социал. наук. Моск. психол.-социал. ин-т. М.; Воронеж, 1996. 256 с.
13. Смирнов И. П., Ткаченко Е. В. Социальное партнерство: что ждет работодатель? (Итоги пилотного Всерос. социол. исслед.). М.: Аспект, 2004. 32 с.
14. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энцикл., 1987. 1820 стб.
15. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. 333 с.
16. Романцев Г. М., Федоров В. А. Педагог профессионального обучения: история и перспективы подготовки // Вестн. ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». Теория и методика профессионального образования. 2010. No 4 (43). С. 44–48.
17. Романцев Г. М., Хаматнуров Ф. Т. Федоров В. А., Комаров К. Ю. Многоуровневые вариативные модели формирования территориального (регионального) образовательного пространства. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. 178 с.
18. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. 330 с.
19. Федоров В. А., Романцев Г. М. Оценка педагогической деятельности как подсистема модели управления качеством образования // Качество образования: системы управления, достижения, проблемы: материалы V Междунар. науч.-метод. конф. / под общ. ред. А. С. Вострикова. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. Т. II. С. 148–152.
20. Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г.М.Романцева // Образование инаука. Изв. УрО РАО. 2010. No 10. С. 126–140.
21. Филиппов В. М. Российское образование: состояние, проблемы, перспективы // Сред. проф. образование. 2000. No 3. С. 5–10.
22. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
23. Komarov K. Distributed Learning Environment: Aspects of Technology and Didactics // CC AI – The Journal for the integrated study of artificial intelligence cognitive science and applied epistemology // Learning and Education Volume 18 Ghent, Belgium, 2001. P. 29–35.
Рецензия
Для цитирования:
Комаров К.Ю. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА. Образование и наука. 2012;(5):37-50. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-37-50
For citation:
Komarov K.Y. Methodological Basis for Developing the Innovative Model of Regional Educational Environment. The Education and science journal. 2012;(5):37-50. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-37-50