КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-29-43
Аннотация
Цель статьи – раскрыть содержание начального этапа мониторинга готовности педагогов к исследовательской работе. Данный этап включает теоретическое осмысление наблюдаемого объекта, постижение его сущности, определение критериев оценки, выбор диагностических средств и источников информации.
Методология и методы. С позиций системного подхода проведены проблемный анализ научных предпосылок педагогической интерпретации феномена качества образования, сопоставление и оценка различных подходов в определении его сущности; обосновано авторское понимание качества подготовки будущих педагогов к исследовательской деятельности и критериев его оценки. В решении проблемы отбора важных для научно-педагогического поиска исследовательских действий, являющихся существенным результатом вузовского обучения, использованы анализ официальных документов, образовательных программ и научных публикаций, систематизация, содержательное обобщение, структурирование, дифференциация и экспертная оценка.
Результаты. Предложен разработанный в соответствии с требованиями мониторинговой оценки критериально-оценочный комплекс качества подготовки обучающихся к исследовательской деятельности, отражающий его сущностные свойства – качество образовательного процесса, качество созданных для него условий, качество получаемых результатов – и их конкретизирующие показатели.
Разработана поэтапная процедура отбора исследовательских действий. Определены диагностические средства и источники информации.
Научная новизна. Даны определения понятия «качество образования» исходя из его понимания как совокупности сущностных аспектных характеристик иквалитологического принципа отражения вкачестве результатов качества процесса и созданных для него условий (А. И. Субетто) и «практикоориентированная исследовательская деятельность», трактуемая как совокупность отражающих ее предметное содержание исследовательских действий, осуществляемых в контексте научного решения актуальных профессионально-педагогических задач. Определен перечень исследовательских действий для каждого из трех уровней вузовского образования – бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Практическая значимость. Предлагаемый критериально-диагностический инструментарий может быть использован в работе вузов для мониторингового отслеживания качества подготовки обучающихся к исследовательской деятельности.
Об авторе
Тамара Александровна СтроковаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета, Тюмень (РФ).
Список литературы
1. Весманов С. В., Весманов Д. С., Жадько Н. В., Акопян Г. А. Подготовка педагогов в исследовательской магистратуре: опыт Московского государственного педагогического университета // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. No 3. С. 160–166.
2. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход): учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос, 2012. 280 с.
3. Зимняя И. А. Исследовательская деятельность студентов в вузе как объект проектирования в компетентностно-ориентированной ООП ВПО. Для программы повышения квалификации преподавателей вузов в области проектирования ООП, реализующих ФГОС ВПО. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. 40 с.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под. ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. Москва: Просвещение, 2008. 39 с.
5. Коротков Э. М. Управление качеством образования: учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект: Мир, 2006. 320 с.
6. Об осуществлении мониторинга системы образования [Электрон. ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 5августа 2013 г. No 662. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3710.
7. О плане мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, на 2013– 2015 годы [Электрон. ресурс]: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. No 487-р. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ документы/3710.
8. О формировании независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги [Электрон. ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 30 марта 2013 г. No 286. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3710.
9. Панасюк В. П. Школа и качество: выбор будущего. С.-Петербург: КАРО, 2003. 384 с.
10. Сластенин В. А. Качество образования как социально-педагогический феномен // Педагогическое образование и наука. 2005. No 3. С. 65–69.
11. Строкова Т. А. Мониторинг в школьном образовании: монография. Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2007. 196 с.
12. Субетто А. И. Квалитология образования. С.-Петербург, Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 220 с.
13. Трапицын С. Ю. Принципы организации и проведения мониторинга в школе // Управление качеством образования. 2006. No 2. С. 48–59.
Рецензия
Для цитирования:
Строкова Т.А. КРИТЕРИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Образование и наука. 2016;(3):29-43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-29-43
For citation:
Strokova T.А. CRITERIA AND DIAGNOSTIC TOOLS FOR MONITORING QUALITY ASSESSMENT OF PRE-SERVICE TEACHERS’ TRAINING FOR PRACTICE-ORIENTED RESEARCH ACTIVITY. The Education and science journal. 2016;(3):29-43. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-29-43