Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС): КОМПЛЕКСНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОДЫ Часть 2. Российский опыт социально-психологического сопровождения детей с РАС и их семей

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-140-155

Полный текст:

Аннотация

Цели второй части публикации2 – проанализировать отечественный опыт сопровождения социального развития детей с аутизмом, представить авторскую комплексную модель сопровождения позитивной социализации детей с РАС и сложными дефектами, доказать необходимость создания научнообоснованной комплексной модели сопровождения детей с РАС. 

Методика и методы. В работе использовались методы теоретического анализа и обобщения научно-исследовательских и научно-методических публикаций по проблеме социализации детей с РАС, а также метод моделирования. 

Результаты. Проведены анализ, обобщение и систематизация научных подходов к социализации и социальной интеграции детей с аутизмом в России. Определены наиболее эффективные, прошедшие процедуры эмпирической валидизации методические приемы и технологии, которые могут быть включены в процесс социально-психологического сопровождения детей с РАС и их семей. Раскрыт региональный опыт РФ в решении вопроса социализации детей с аутизмом, выделены наиболее удачные программы и наработки отечественных специалистов. Разработана и обоснована авторская модель сопровождения позитивной социализации детей с РАС. 

Научная новизна. Описанная в статье авторская модель создана с опорой на принципы мультидисциплинарности и междисциплинарности процесса взаимодействия специалистов сопровождения, направленного на решение проблем детей с РАС и их семей в вопросах социализации. В модели учтены базовые условия позитивной социализации личности ребенка с РАС, такие как состояние психического здоровья детей; создание благоприятных условий для протекания процесса их социализации, в частности для формирования базовых социальных навыков; обеспечение тесного взаимодействия детей, психологов, педагогов, родителей, социальных партнеров; организация на основе совокупных показателей мониторинга динамики социальной компетентности и развития детей. 

Практическая значимость. Предлагаемая модель может стать основой построения процесса сопровождения детей с РАС в общеобразовательных и коррекционных школах, организациях с инклюзивной практикой, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, в системе повышения квалификации педагогов, врачей, социальных реабилитологов, психологов, специалистов коррекционной педагогики. 

Об авторах

Альбина Александровна Нестерова

Россия

доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории саморегуляции личности Института фундаментальных и прикладных исследований Северо-Кавказского федерального университета, Москва (РФ). 



Римма Михайловна Айсина
Candidate of Psychological Sciences, Leading Research Associate at the Laboratory of Virtualistics in Institute of Basic and Applied Research, North Caucasian Federal University, Moscow (RF).
Россия

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории виртуалистики Института фундаментальных и прикладных исследований Северо-Кавказского федерального университета, Москва (РФ).



Татьяна Федоровна Суслова
Candidate of Psychological Sciences, Leading Research Associate at the Laboratory of Self-regulation of a Person in Institute of Basic and Applied Research, North Caucasian Federal University, Moscow (RF).
Россия

кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории саморегуляции личности Института фундаментальных и прикладных исследований СевероКавказского федерального университета, Москва (РФ). 



Список литературы

1. Айсина Р. М., Максименко Ж. А. Перспективы применения виртуальных компьютерных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра на ступени полного общего образования // Психология образования. Модернизация психолого-педагогического образования: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 19–20 мая 2015 г. Москва: ФПО России, 2015. С. 3–5.

2. Баенская Е. Р. Нарушение аффективного развития ребенка в раннем возрасте как условие формирования детского аутизма: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Москва: Институт коррекционной педагогики РАО, 2008. 46 с.

3. Загуменная О. В., Скробкина О. В., Солдатенкова Е. Н. Организация сопровождения психологом и дефектологом детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра: из опыта работы в классе // Аутизм и нарушения развития. 2010. No 3 (30). С. 40–49.

4. Коголовская А. С. Особенности реабилитации детей-инвалидов с использованием канистерапии // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2013. No 1. С. 41–46.

5. Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей: учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2003. 144 с.

6. Лукина Л. Н. Механизмы терапевтических эффектов процедур дельфинотерапии // Таврический медико-биологический вестник. 2012. No 2. С. 162–165.

7. Нестерова А. А. Интеграция детей с расстройствами аутистического спектра в образовательную среду // XI научно-практическая конференция «Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования». Москва; С.-Петербург: Нестор-История, 2015. С. 232–236.

8. Никольская О. С. Эффективность ненаправленной анималотерапии для детей с различными формами дизонтогенеза // Психология и психотехника. 2012. No 8. С. 87–99.

9. Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. Москва: Теревинф, 2014. 288 с.

10. Рязанова А. В., Ермолаев Д. В., Шапиро М. С., Артамоненкова С. И., Долотова И. А., Зарубина Ю. Г., Вялитова Р. Р. Модель психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Аутизм и нарушения развития. 2012. No 3 (38). С. 1–23.

11. Свинолупов А. Г., Тряпичкина М. В. Факторы влияния иппотерапии на личность ребенка с детским аутизмом // Челябинский гуманитарий. 2010. No 11. С. 51–53.

12. Сухотин М. A. Рисование как средство развития и поддержания диалогической речи с ребенком, имеющим аутизм. Аутизм и нарушения развития. 2014. No 1 (42). С. 39–48.

13. «Счастливый дом» в помощь аутистам откроется в поселке... [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nevnov.ru/city/region/schastlivyij-dom-vpomoshh-autistam-otkroetsya-v-poselke-ozerki/ (дата обращения 15.07.2015)

14. Эрнц-Нафтульева Ю. М., Фала В. Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада // Аутизм и нарушения развития. 2015. Т. 13. No 1 (47). С. 38–43.


Для цитирования:


Нестерова А.А., Айсина Р.М., Суслова Т.Ф. МОДЕЛЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС): КОМПЛЕКСНЫЙ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОДЫ Часть 2. Российский опыт социально-психологического сопровождения детей с РАС и их семей. Образование и наука. 2016;(3):140-155. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-140-155

For citation:


Nesterova A.A., Aysina R.M., Suslova T.F. A POSITIVE SOCIALIZATION MODEL FOR CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS: COMPREHENSIVE AND INTERDISCIPLINARY APPROACHES. Part 2. Russian experience in social-psychological support of children with asd and their families. The Education and science journal. 2016;(3):140-155. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-140-155

Просмотров: 529


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)