Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПОЗИТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ICDP)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-156-176

Аннотация

Взаимопонимание между детьми, родителями и учителями является наиболее важным условием полноценного психологического развития детей. Оно способствует здоровому росту ребенка и интеллектуальному, социальному, эмоциональному формированию его личности. Поэтому важно, чтобы воспитатели – родители, няни, учителя – не только обладали фундаментальными знаниями об особенностях ухода за детьми с особыми потребностями, но и были бы положительно расположены к ним, что, бесспорно, улучшает качество воспитания и развития детей

Цель статьи – раскрыть практическую реализацию Международной программы развития ребенка (ICDP), которая среди прочего включает 8 тем (элементов) положительного взаимодействия учителя и ученика: демонстрацию положительных чувств; приспособление (адаптацию) к ребенку; сочувствующий диалог (диалог взаимопонимания); одобрение достижений ребена; помощь ребенку взатруднтельных бытовых иобразовательных ситуациях; внимательное отношение к опыту ребенка; обсуждение с детьми совместных мероприятий (событий); поощрение проявлений самодисциплины. 

Методы. Исследование базировалось на анализе качественных показателей отношения учителей и их помощников к ученикам со специальными потребностями, о которых педагоги должны проявлять особенную заботу. В работе использовались такие методы, как триангуляция, сбор данных на основе опроса, интервью и наблюдения за взаимодействием педагогов, занятых в инклюзивном образовании, и их воспитанников. 

Результаты. На основе положений программы ICDP был проведен сравнительный анализ качества взаимодействия педагогов, помощников преподавателей и детей с особыми потребностями в учреждениях инклюзивного начального образования Азербайджана. Выявлена недостаточность профессионализма учителей и их помощников относительно понимания роли и практической значимости положительного общения с детьми с особыми потребностями. Показано, что модели позитивного педагогического взаимодействия, усвоение общих его шаблонов должны развиваться через соответствующие тренинги в процессе повышения квалификации. 

Научная новизна и практическая значимость исследования заключаются в том, что дополнен фактический материал о необходимости положительного взаимодействия между учителями и учениками, так как это наиболее важный фактор эмоционального и когнитивного здоровья детей. Установлено, что элементы (темы) CDP не проявляются в полной мере в учебном процессе. Материалы статьи могут служить основой для коррекции программ повышения квалификации. 

Об авторе

Фарид Aламдар оглу Сулейманов

Россия

старший научный сотрудник отдела инклюзивного образования, докторант Института проблем образования Республики Азербайджан, Баку (Азербайджан). 



Список литературы

1. Armstrong N. Love-hunger is stronger than food-hunger. 2012. Available at: http://www.icdp.info/downloads.

2. Armstrong N. What has research taught us. 2005. Available at: http:// www.icdp.info/downloads.

3. Alekhina S. V. The principles of inclusion in the context of change of educational practice. Psikhologicheskaya nauka i obrazovaniye. [Psychological Science and Practice]. 2014. V. 19, No 1. P. 5–16.

4. Barton L. and Armstrong F. Policy, experience and change: Cross-cultural reflections on inclusive education. Dordrecht: Springer, 2007.

5. Bhasin M. P. The dynamics of teacher-pupil perception. Indian Psychological Review. 1987. No 32 (2). Р. 30–33.

6. Bruner J. Acts of Meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990.

7. Brattesani K. A., Weinstein, R. S. & Marshall H. H. Student perceptions of differential teacher treatment as moderators of teacher expectation effects. Journal of Educational Psychology. 1984. No 76 (2). Р. 236–247.

8. Burton D. and Bartlett S. Education Studies: Key Issues: Key issues for education researchers. London: SAGE Publications Ltd, 2009.

9. Chandler L. A. & Shermis M. D. Assessing behavioral responses to stress. Educational and Psychological Measurement. 1985. No 45. Р. 825–843.

10. Suvorova I. V. Models of distance education of children with disabilities in Russia. The Education and Science Journal. 2014. No 1 (1). Р. 90–102. DOI:10.17853/1994–5639–2014–1–90–102 (In Russian)

11. Christie H. J. & Doehlie E. Enhancing quality interaction between caregivers and children at risk: The International Child Development Programme (ICDP). Todays Children are Tomorrows Parents. 2011. No 30–31. Р. 74–84. Available at: http://www.tctp.cicop.ro/documente/reviste-en/revista-nr-30-31-en.pdf.

12. Cohen L., Manion L. and Morrison K. Research Methods in Education (6th ed.). London: Routhledge, 2007.

13. CorbinJ.M. and StraussA.L.Basics of qualitative research: techniques and procedures for developing grounded theory. Thousand Oaks, Calif.: Sage, 2008.

14. Coudray P. Ameliorer la relation enseignants-enseignes [Improving teacher student relationship]. Paris: Les Editions d’Organisation, 1995.

15. Cukier J. Patologia de la didactogenia [Pathologyof didactogeny]. Revista de Psicoanalisis. 1990. No 47 (1). Р. 140–152.

16. Dewey J.) «Experience and Nature», Boydston J. A. (Ed.), John Dewey: The Later Works. Southern Illinois University Press, Carbondale. 1981. Vol. 1.

17. Elmore P. B. & LaPointe K. A. Effect of teacher sex, student sex, and teacher warmth on the evaluation of college instructors. Journal of Educational Psychology. 1975. No 67 (3). Р. 368–374.

18. Gall M. D., Gall J. P. and Borg W. R. Educational Research. An Introduction. 8th edition. New York: Longman Publishers, 2007.

19. HenninkM., HutterI. and Bailey. A.Qualitative research methods. London: SAGE Publications Ltd, 2011.

20. Hundeide, K. The Essence of Human Care: The Implementation of ICDP. Part two. Copyright ICDP, 2010.

21. ICDP, 2014. What is ICDP. Rationale for the ICDP approach to training. Available at: http://www.icdp.info/downloads.

22. Kearney P., Plax T. G., Hays E. R. & Ivey M. J. College teacher misbehaviors: What students don’t like about what teachers say and do. Communication Quarterly. 1991. No 39 (4). Р. 325–340.

23. Mitchell D. What Really Works in Special and Inclusive Education Using evidence-based teaching Strategies. Abingdon, Oxon: Routledge, 2008.

24. Mittler 2000. Working towards inclusive education: social contexts. David Fulton Publishers, Britain.

25. Neese L. A. Psychological maltreatment in schools: emerging issues for counselors. Elementary School Guidance & Counseling. 1989. No 23. Р. 194–203.

26. Orange C. 25 biggest mistakes teachers make and how to avoid them. Thousand Oaks, CA: Corwin Press Inc, 2000.

27. Poenaru R. & Sava F. A. Didactogenia in scoala. Aspecte deontologice, psihologice si pedagogice [Teacher abuse in schools. Ethical, psychological and educational aspects]. Bucharest: Editura Danubius, 1998.

28. Rogoff B. The Cultural Nature of Human Development. Oxford: University Press, 2003.

29. Rye H. Helping Children and Families with Special Needs – A ResourceOriented Approach. In Johnsen, Berit H. & Skjørten, Miriam D. (Eds). Education – Special Needs Education: An Introduction. Oslo, Unipub, 2001. 65 p.

30. Rye H. (2005). The Foundation of an Optimal Psychosocial Development. In Rye, Henning. (2001). Helping Children and Families with Special Needs – A. B. H. Johnsen (Ed.). Socio-Emotional Growth and Development of Learning Strategies (p. 215–228). Oslo: Unipub–Oslo Academic Press. 13 p.

31. Rubin H. J. and Rubin I. S. (2005). Qualitative interviewing: The art of hearing data (2nd Ed.) Thousand OakS: SAGE

32. Sava F. A. Causes and consequences of dysfunctional teachers. RSS 501/2000 Final Report. Unpublished manuscript, 2001.

33. Schaffer H. R. Social Development. Blackwell. London, 1996.

34. Skjørten D. M. Towards inclusion, and enrichment. In B. H. Johnsen and D. M. Skjørten, (ed) Education-special Education: An introduction. Oslo: unipub forlag, 2001.

35. Stern D. The Interpersonal World of the Infant. Basic Books. Inc. publishers. N.Y., 1985.

36. Thweatt K. S. & McCroskey J. C. Teacher nonimmediacyand misbehaviour: Unintentional negative communication. Communication Research Reports. 1996. No 13 (2). Р. 198–204.

37. UNESCO. Policy Guidelines on Inclusion in Education. Paris: Author, 2009.

38. Van Manen M. The tact of teaching. London Ont: The Althouse Press, 1991.

39. Van Morrow L. Teachers’ descriptions of experiences with their own teachers that made a significant impact on their lives. Education. 1991. No 112 (1). Р. 96–103.

40. Vygotsky L. Mind in Society: The development of higher psychological processes. Harvard University Press, 1978.

41. Wanzer M. B. & McCroskey J. C. Teacher socio-communicative style as a correlate of student affect toward teacher and course material. Communication Education. 1998. No 47. Р. 43–52.

42. Whiting L. S. Analysis of phenomenological data: personal reflections on Giorgi’s method, Nurse Researcher. 2002. Vol. 9, No 2. Р. 60–74. Available at: http://rcnpublishing.com/doi/abs/10.7748/nr2002.01.9.2.60.c6183.


Рецензия

Для цитирования:


Сулейманов Ф. ПОЗИТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ: РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (ICDP). Образование и наука. 2016;(3):156-176. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-156-176

For citation:


Suleymanov F. POSITIVE INTERACTION IN AN INCLUSIVE EDUCATION: MANIFESTATION OF THE INTERNATIONAL CHILD DEVELOPMENT PROGRAMME (ICDP). The Education and science journal. 2016;(3):156-176. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-3-156-176

Просмотров: 1591


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)