Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-55-68

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – раскрыть особенности и возможности научно-исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования (СПО). 

Методы – теоретические: анализ законодательной, нормативной документации; сравнение и обобщение выводов ученых об исследовательской деятельности; эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение опыта организации исследовательской работы. 

Результаты. Предложено определение понятия «исследовательское умение»; разработана система организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования, включающая определение подходов к понятию «исследование»; составление программы формирования исследовательских умений и программы подготовки педагогических работников организации СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами; определение субъектных функциональных связей для реализации программы исследовательской деятельности; создание инновационной инфраструктуры как совокупности ресурсов и средств, обеспечивающих обслуживание исследовательской деятельности. 

Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования. Выявлены особенности образовательной программы СПО, определяющие формы научно-исследовательской деятельности. Предложены новые подходы к понятию «исследование», формированию исследовательских умений и развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей как субъектов исследовательской деятельности. 

Практическая значимость – применение описанных в статье подходов к проведению исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования позволяет повысить уровень обучения студентов и расширить функциональные возможности педагогических работников. 

Об авторах

Наталья Октревна Ваганова

Россия

кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебной работе Новосибирского техникума железнодорожного транспорта, Новосибирск (РФ). 



Владимир Михайлович Лопаткин

Россия

доктор педагогических наук, профессор, советник при ректорате Алтайского государственного педагогического университета, Барнаул (РФ). 



Список литературы

1. Ваганова Н. О. Конференция по итогам практики как форма взаимодействия разноуровневых учебных заведений в университетском комплексе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. No 1. С. 177–180.

2. Ваганова Н. О. Модульная структура университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2014. No 1 (44). С. 76–78.

3. Ваганова Н. О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством // Образование и общество. 2015. Т. 3. No 92. С. 54–57.

4. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. No 5. С. 73–78.

5. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие ОУ в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. No 11. С. 11–17.

6. Игошев Б. М., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. No 11. С. 12–18.

7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительством РФ от 29 декабря 2014 года No 2765-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016–2020-gody/.

8. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. Москва: АСТ, 2003. 320 с.

9. Лопаткин В. М., Куликова Л. Г., Бокова О. А. современные подходы к пониманию научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов // Вестник алтайской науки. 2015. No 1 (23). С. 508–513.

10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. Москва: Мысль, 2001.

11. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / под общ. ред. В. Н. Садовского. Москва: Республика, 2004. 447 с.

12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2014 г. No 1419. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://minjust.consultant.ru/files/pdf/f5e5ff81– 7cc8–4c63-bfa1-a43300ef8139.

14. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. No 3. С. 14–24.

15. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Деятельностная модель развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей учреждений СПО РФ // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2011. No 4.

16. Синякова М. Г., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. No 5. С. 36–46.

17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. No 2227-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.

18. Федоров В. А., Давыдова Н. Н. Методологические основания управления ОУ в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. No 9. С. 13–21.

19. Фоменко С. Л., Давыдова Н. Н. Некоторые подходы к организации кластерной интеграции образовательных организаций // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. No 6. С. 22–27.


Для цитирования:


Ваганова Н.О., Лопаткин В.М. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2016;(5):55-68. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-55-68

For citation:


Vaganova N.O., Lopatkin V.M. SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(5):55-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-55-68

Просмотров: 629


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)