РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-107-122
Аннотация
Цель статьи – обобщить результаты изучения креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов. Представлены результаты психологического исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных школ.
Методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, изучение философской, психологической, педагогической, социологической литературы; эмпирические методы (тестирование); методы, стимулирующие проявление креативности педагогов в процессе конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (тренинги, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций); методы количественного и качественного анализа полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, рисунков, диаграмм, гистограмм), методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, φ-критерий Фишера). Процедура обработки данных осуществлялась с помощью пакета MS Excel и программы статистической обработки «Statistica 8.0».
Результаты и научная новизна. Конкретизировано научное представление о содержании понятия «креативность педагогов в процессе разрешения конфликтов», «педагогический конфликт», определены психолого-педагогические условия развития креативности условия. Выявлены личностные и поведенческие особенности педагогов с различным уровнем креативности. Обнаружена ее взаимосвязь с особенностями поведения педагогов в конфликтных ситуациях. Доказано, что креативность выступает в качестве одной из детерминант поведения личности, ориентированной на конструктивное разрешение конфликта.
Разработана и апробирована программа развития креативности, позволившая увеличить уровень творческого потенциала учителей, что в свою очередь благоприятно сказалось на развитии их способности неординарно мыслить и творчески подходить к решению проблемных ситуаций, конструктивно разрешать педагогические конфликты.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в психологическом консультировании, а также при подготовке педагогов и психологов или на курсах повышения квалификации. Предлагаемая программа развития креативности педагогов в процессе разрешения конфликтов может быть использована в деятельности психологической службы образования.
Об авторе
Дарья Николаевна СергееваРоссия
аспирант кафедры психологии образования и развития Башкирского государственного педагогического университета, Уфа (РФ).
Список литературы
1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. С.-Петербург: Питер, 2006. 268 с.
2. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Москва: Федоров, 2009. 416 с.
3. Голованова А. А. Коммуникативная креативность субъекта как фактор эффективности группового решения задач: дис. ... канд. психол. наук. Казань, 2003. 147 с.
4. Грецов А. Г. Тренинг креативности для старшеклассников и студентов: учеб. пособие. С.-Петербург: Питер, 2007. 208 с.
5. Дмитриева Л. Г. Диалогический подход к формированию психологической готовности будущего учителя к субъект-субъектному педагогическому взаимодействию: дис. ... д-ра психол. наук: Самара, 2011. 473 с.
6. Канн С. Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук: Рязань, 1998. 22 с.
7. Морозов А. В., Чернелевский Д. В. Креативная педагогика и психология: Учеб. пособие для вузов. Москва: Академический проект, 2004. 560 с.
8. Осипова Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: дис. ... канд. психол. наук: Томск, 2000. 187 с.
9. Пономарев Я. А. Психология творчества: перспективы развития // Психологический журнал. 1994. No 6. С. 38–50.
10. Поташник М. М. Как развивать педагогическое творчество. Москва: Знание, 1987. 80 с.
11. Сергеева Д. Н. Профессиональное развитие педагога в разрешении конфликтов посредством креативности // Акмеология. 2015. No 3 (55). Юбилейный выпуск журнала: к 25-летию Московской акмеологической научной школы. С. 149–152.
12. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. С.-Петербург: Питер, 2002. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Сергеева Д.Н. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ. Образование и наука. 2016;(5):107-122. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-107-122
For citation:
Sergeeva D.N. EVELOPMENT OF EDUCATIONAL SPECIALIST’S CREATIVITY IN THE PROCESS OF CONFLICT RESOLUTION. The Education and science journal. 2016;(5):107-122. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-107-122