Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-42-61

Полный текст:

Аннотация

Цель исследования, описанного в публикации, – на основе мониторинга обосновать системный подход в управлении качеством образования.

Методология и методики исследования. В ходе работы с опорой на принципы общенаучной методологии применялся комплекс взаимодополняющих методов: теоретических – анализа, синтеза, обобщения научно-методических работ, соответствующих заявленной теме; эмпирических – анкетирования, опроса, интервью, включенного наблюдения, а также сбора, накопления, статистической обработки данных. 

Результаты и научная новизна исследования. Создана целостная упорядоченная система критериев и показателей качества деятельности образовательного учреждения. Разработан комплекс мониторинговых процедур, включающий анкетирование абитуриентов и их родителей; выпускников; семестровое интервьюирование обучающихся; анализ трудоустройства выпускников, сбор заявок от работодателей на выпускников данного направления подготовки, ежегодное анкетирование работодателей.

Практическая значимость исследования. Показано, что отлаженная система мониторингов служит измерительным инструментом, позволяющим своевременно сигнализировать о возможных сбоях в образовательном процессе на разных уровнях, обеспечивающим устойчивое функционирование вуза как сложной структуры в соответствии с заданными параметрами, в оптимальном режиме и с сохранением качества образовательных услуг. 

Об авторах

Евгений Валерьевич Борзов

Россия

доктор медицинских наук, профессор, ректор Ивановской государственной медицинской академии, Иваново (РФ). 



Ирина Ивановна Корягина

Россия

кандидат педагогическх наук, доцент кафедры психологии и педагогики, помощник ректора по качеству Ивановской государственной медицинской академии, Иваново (РФ). 



Ольга Иннокентьевна Вотякова

Россия

доктор медицинских наук, профессор, декан педиатрического факультета Ивановской государственной медицинской академии, Иваново (РФ). 



Наталья Владимировна Курылева

Россия

кандидат психологических наук, ассистент кафедры педагогики и психологии Ивановской государственной медицинской академии, Иваново (РФ). 



Список литературы

1. Аниськина Н. Н. Одна реформа, восемь принципов и три решения // Вестник академии Пастухова. 2008. No 1. С. 7.

2. ГОСТ Р ИСО 9000–2015 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. Введ. 01.11.2015. Москва: Стандартинформ, 2015. 54 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9001–2015 Системы менеджмента качества. Требования. Введ. 01.11.2015. Москва: Стандартинформ, 2015. 32 с.

4. ГОСТ Р ИСО 19011–2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. Введен 01.02.2013. Москва: Стандартинформ, 2013. 42 с.

5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электрон. ресурс]. Доступ из электронной библиотеки системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.04.2016).

6. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование. 2011. No 9. С. 102–110.

7. Демидова М. А., Шеховцов В. П., Малыгин С. В. О системе управления качеством в Тверской государственной медицинской академии // Высшее образование в России. 2011. No 11. С. 82–87.

8. Засобина Г. А., Корягина И. И. Внедрение системы менеджмента качества в практику работы университета // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Естественные, общественные науки. 2012. Вып. 1. С. 60–71.

9. Иванов В. А., Селезнева А. В. Особенности применения стандартов ISO в высших учебных заведениях // Высшее образование сегодня. 2013. No 8. С. 39–41.

10. Калугина Д. А. Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2013. No 6 (105). С. 75–90. DOI: 10.17853/1994–5639– 2013–6-75–90.

11. Колегова Е. Д. Обеспечение и оценка качества образования: проблемы и пути решения // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. No 6. С. 33–37.

12. Логинова А. С. Повышение конкурентоспособности российского высшего образования в условиях выхода на международный рынок образовательных услуг // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. No 1. С. 11–15.

13. Никокошева Н. Г., Куприянова Г. В. Независимая оценка компетенций и квалификаций выпускников образовательных организаций как проблема исследования оценки качества профессионального педагогического образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. No 5. С. 42–46.

14. Новиков А. М., Новиков Д. А. Как оценивать качество образования? [Электрон. ресурс] // Сайт академика РАО А. М. Новикова. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/artikle/kacth_obr.htm (дата обращения: 14.04.2016).

15. Опыт внедрения системы менеджмента качества в медицинском вузе / Артюхов И. П., Самотесов П. А., Никулина С. Ю. и др. // Современные проблемы науки и образования. 2009. No 3. С. 138–141. Режим доступа: http://scienceeducation.ru/ru/article/view? id=1190 (дата обращения: 14.04.2016).

16. Попов Д. П. Оценки преподавателями и студентами уральских вузов качества образования в условиях реформирования высшей школы // Образование и наука. 2012. No 8 (97). С. 55–68. DOI: 10.17853/1994–5639–2012–8– 55–68.

17. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2013 No 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» (Зарегистрирован в Минюсте России 24.02.2014 No 31402) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=175362;fld= 134;from=1596717;rnd=203280.16864433315623306;ts=0203280200668237876 30717 (дата обращения: 14.04.2016).

18. Сидорин А. В. Система менеджмента качества подготовки специалистов: международные подходы и опыт внедрения в Академии [Электрон. ресурс] // Академический вестник. 2010. С. 10–16. Режим доступа: http:// www.asou-mo.ru/akad-vestnik/2010–2.pdf (дата обращения: 14.04.2016).

19. Стандарты и Директивы для Агентств гарантии качества в высшем образовании на территории Европы [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://umu.vstu.ru/files/umo/page/30/Stand.i_Diriekt._Aghientstv_Garantii_Kachiestva_v_VO_v_Ievropie.pdf (дата обращения: 14.04.2016).

20. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. Федеральный выпуск No 5976. 31 декабря 2012 г.


Для цитирования:


Борзов Е.В., Корягина И.И., Вотякова О.И., Курылева Н.В. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Образование и наука. 2016;(6):42-61. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-42-61

For citation:


Borzov Y.V., Koryagina I.I., Votyakova O.I., Kurileva N.V. EDUCATION QUALITY MANAGEMENT BASED ON MONITORING STUDIES. The Education and science journal. 2016;(6):42-61. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-42-61

Просмотров: 519


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)