ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОЧИХ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-75-96
Аннотация
Цель публикации – продемонстрировать особенности терминальных, инструментальных, профессиональных ценностей, смысложизненных ориентаций и самоотношения рабочих на стадиях профессиональной подготовки, профессиональной адаптации, первичной и вторичной профессионализации.
Методы. В ходе работы использовались анализ и обобщение зарубежных и отечественных источников о теории и практике формирования ценностно-профессиональных ориентаций. В экспериментальном исследовании применялись методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, опросник терминальных ценностей И. Г. Сенина (ОТеЦ), тест-опросник самоотношения (авторы В. В. Столин, С. Р. Пантилеев), тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Дж. Крамбо и Л. Махолика, адаптированный Д. А. Леонтьевым, для измерения профессиональных ценностей – методика «Уровень соотношения “Ценности” и “Доступности”» Е. М. Фонталовой в адаптации А. А. Шарова.
Результаты и научная новизна. Проведен сравнительный анализ ценностно-профессиональных ориентаций представителей рабочих специальностей на разных ступенях профессионального становления. Доказано, что по мере продвижения от периода профессиональной подготовки к этапам первичной и вторичной профессионализации происходят значимые изменения в системе профессиональных ценностей. Показана динамика отдельных смысложизненных ориентаций и самоотношения молодых рабочих, которая не всегда является линейной и положительной. Сделан вывод о необходимости разработки специальной программы для формирования и развития ценностно-профессиональных ориентаций будущих высококвалифицированных рабочих кадров.
Практическая значимость. Адекватные представления о важных новообразованиях в структуре профессионально значимых ценностей у человека рабочей специальности будут полезны педагогам и психологам при индивидуальном консультировании студентов учреждений среднего профессионального образования; помогут выделить перспективные направления вподготовке высококвалифицированных рабочих кадров и в конечном счете будут способствовать решению проблемы дефицита таких кадров в стране.
Об авторе
Юлия Владимировна БрагинаРоссия
аспирант кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург (РФ).
Список литературы
1. Аладьина В. В. Ценностно-профессиональные ориентации студентов технических вузов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2012.
2. Брагина Ю. В. Ценностно-профессиональные ориентации: анализ понятия // Наука как движущая антикризисная сила: инновационные преобразования, приоритетные направления и тенденции развития фундаментальных и прикладных научных исследований, 15–16 января 2016 г., Санкт-Петербург. СПб: Культинформпресс, 2016. С. 55–58.
3. Брагина Ю. В. Формирование ценностно-профессиональных ориентаций студентов металлургического колледжа // Педагогическое образование в России. 2015. No 6. С. 125–131.
4. Гильмутдинов Д.Я. Ценностные ориентации студентов учреждений среднего профессионального образования и их реализация в условиях современной России: дис. канд. ... социол. наук. Уфа, 2006. 155 с.
5. Зеер Э. Ф. Психология профессий. Москва; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2003. 336 с.
6. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. Академия, 2009. 240 с.
7. Зеер Э. Ф. Социально-образовательные аспекты становления «человека труда» // Образование и наука. 2013. No 8 (107). С. 32–46.
8. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Москва: Высшая школа, 1993. 348 с.
9. Каминская Т. С. Профессиональные ценностные ориентации как характеристика личности студента технического вуза // Психологический журнал. 2006. No 1. С. 40–43.
10. КиселевВ.Н.Жизненные ценности молодых рабочих всовременных условиях: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2013.
11. Климов Е. А. Психология профессионала: избранные психологические труды. Воронеж: МОДЭК, 2003. 456 с.
12. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Принтер, 1993. 57 с.
13. Кошелева А. Н. Ценностно-профессиональные ориентации различных социальных групп: дис. ... канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2001. 177 с.
14. Кудрявцев Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания. Москва: Московский энергетический институт, 1985.
15. Кузьмина Н. В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. Москва: Высшая школа, 1989.
16. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 308 с.
17. Михайлова Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия // Казанская наука. 2012. No 8. С. 105–107.
18. Мкртчян Г. М. Ценностные ориентации молодежи в процессе профессионального самоопределения: дис. ... канд. филос. наук. Москва, 1983. 197 с.
19. Прозументова Г. Н. Некоторые вопросы определения сформированности ценностных ориентаций учащихся // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Томский университет, 1978. С. 144–149.
20. Скрипова Н. Е. Ценность рабочих профессий как социальная доминанта ориентации // Современные исследования социальных проблем. 2012. No 8 (16) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/ 2012/8/skripova.pdf (дата обращения 02.02.2016).
21. Ткаченко Е. В. Проблемы подготовки рабочих кадров в РФ // Педагогика, 2014. No 6. С. 21–31.
22. Филиппова К. А. Исследование профессиональных ценностных ориентаций личности как теоретических оснований. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.juristlib.ru/book_9465.html (дата обращения 10.10.2015).
23. Шаров А. А. Разработка методики исследования профессиональных ценностей [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/ content/1161121069.html (дата обращения 25.01.2016).
24. Field F. L. Kehash D. & Tiedeman D. V. The self-concept in career development // Personnel & Guidance Journal. 1962. Vol. 41 (63). Р. 767–771.
25. Hall D. T. Career development in organization. San-Francisco; London: Jossey-Bas, 1986. Р. 366.
26. Helbing J. S. The self in career development. Theory, measurement, and counseling. Amsterdam: Geboren Teassen. 1987. Р. 199.
27. Super D. E., Hall D. T. Career development: exploration and planning // Ann. Pev. Psyhol. 1978. Vol. 29: 333.72 p.
Рецензия
Для цитирования:
Брагина Ю.В. ЦЕННОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РАБОЧИХ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ. Образование и наука. 2016;(6):75-96. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-75-96
For citation:
Bragina Yu.V. VALUE AND VOCATIONAL ORIENTATIONS OF WORKERS AT DIFFERENT STAGES OF PROFESSIONAL FORMATION. The Education and science journal. 2016;(6):75-96. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-6-75-96