Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-142-160

Полный текст:

Аннотация

В статье на основе теоретического обобщения раскрывается феномен человека в креативном измерении. Данное исследование предпринято с целью определения перспективных возможностей для процессов образования. Определены основы универсальной сущности человека как культурно-исторического существа, обладающего бесконечными возможностями саморазвития. Человек представлен в «зеркале» основных философских концепций: натуралистической, православно-ориентированной и «био-социальной», или «био-социо-культурной». В понимании природы человека отмечаются две крайности – антропологиче- ский эссенциализм, утверждающий, что сущность предзадана отдельному индивиду, и антропологический экзистенциализм, провозглашающий обратное: существование человека предшествует его сущности, которая конституируется в актах выбора, самопроектирования и самоответствености за выбор и проект. Если в первом случае игнорируется субъективная сторона бытия человека, то во втором – объективная, социально обусловленная. Обе группы этих теорий антиисторичны, так как история, конечно, сформировала сущность человека в ее родовой определенности, но эта определенность модифицируется в актах деятельности и общения в тот или иной исторический период.

Выделены слагаемые универсальной сущности человека: наличие у него неорганического тела, социальная наследственность, отсутствие врожденных программ социального поведения, свобода воли, самодеятельность, творчество, общественная природа и его разум. Автор считает, что, для того чтобы универсальная сущность человека получила достойное осуществление, необходим переход экономики от спекулятивно-рыночной, ориентированной на прибыль, к креативной, нацеленной на социальную положительную эффективность, на качество жизни и воспроизводство целостных индивидов. 

Результаты анализа могут быть применены в разработке методологии философской и педагогической видов антропологии, а также в практике преподавания в высших учебных заведениях философии и теории педагогики. 

Об авторе

С. З. Гончаров
Институт искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург
Россия

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Жукоцкий В. Д. Маркс после Маркса: материалы по истории и философии марксизма в России. Нижневартовск, 1999.

2. Ильенков Э. В. Диалектическая логика: Очерки истории и теории. М., 1974.

3. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

4. Ильенков Э. В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. М., 1984.

5. Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука. М., 2002.

6. Любутин К. Н., Кондрашов П. Н. Диалектика повседневности: методологический подход. Екатеринбург: УрГУ – ИфиП УрО РАН-РФО, 2007.

7. Маркс К. Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1973. Т. 23. С. 623.

8. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. СПб., 1872. Т. 1.

9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М., 1974.

10. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.

11. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 46, ч. 2. М., 1974.

12. Маркс К. Экономические рукописи 1861–1863 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 47.

13. Энгельс Ф. Письмо Джорджу Уильяму Ламплу. 11 апреля 1893 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 39. М., 1966.


Для цитирования:


Гончаров С.З. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОГО СУЩЕСТВА. Образование и наука. 2012;(5):142-160. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-142-160

For citation:


Gontcharov S.Z. Universality of Man as a Cultural and Historical Human Being. The Education and science journal. 2012;(5):142-160. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-142-160

Просмотров: 425


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)