СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18
Аннотация
Миссия образования меняется в зависимости от изменений принимаемой обществом системы социальных ценностей. Сформировавшиеся представления о закономерностях развития человека определяют содержание, методы обучения и воспитания, педагогические позицию и мышление, уклад жизни учебных заведений.
В статье рассматриваются проблемы перехода на новую образовательную парадигму. Автор проводит исторический обзор и ретроспективный анализ существовавших на протяжении веков образовательных парадигм: «натуральной», гражданского воспитания, христианского воспитания, антропологической и классической. Последней, опирающейся на принцип природосообразности и основанной на восприятии и запоминании обучающимися готовой учебной информации, уделяется более пристальное внимание, так как давно исчерпавшая себя объяснительно-иллюстративная (традиционная) технология обучения, к сожалению, до сих пор остается самой популярной в педагогической среде и в течение уже более трех с половиной столетий доминирует в мировом образовании. Лекционно-семинарская система вузовского обучения является лишь своеобразным ее вариантом, поскольку фактически строится на тех же теоретических основаниях. Большинство учителей, преподавателей вузов, колледжей, профтехучилищ, порой даже не имея специальной педагогической подготовки, успешно работают «по Коменскому» – основоположнику классно-урочной системы обучения.
Производится сравнение классической и переживающей становление новой парадигмы российского образования. Выявляются наиболее значимые противоречия между двумя образовательными моделями, которые мешают внедрению прогрессивных новшеств. Утверждается, что они могут быть успешно разрешены с опорой на теорию и технологии контекстного обучения.
Об авторе
А. А. ВербицкийРоссия
член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии Московского государственного университета им.М.А.Шолохова.
Список литературы
1. Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
2. Вербицкий А. А. Психолого-педагогические основы построения новых моделей обучения // Иновац. процессы и программы в образовании. 2011. No 2.
3. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. М.: Логос, 2011.
4. Вербицкий А. А., Ермакова О. Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода // Педагогика. 2009. No 2.
5. Коменский Я. А. Великая дидактика: избр. пед. соч. М.: Учеб.-пед. изд-во, 1955.
6. Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Вербицкий А.А. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ В РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2012;(6):5-18. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18
For citation:
Verbitsky A.A. Developing the New Educational Paradigm in Russian Education. The Education and science journal. 2012;(6):5-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-5-18