О МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-3-16
Аннотация
В настоящее время на всех уровнях школьного образования разрабатываются и внедряются федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) второго поколения, которые определяют социальный портрет будущего первоклассника, выпускника начальной, средней и старшей школы. Автор статьи описывает компоненты управленческо-педагогической модели внутри-школьного повышения квалификации с целью подготовки коллектива к реализации ФГОС, выделяет уровни данной подготовки: пропедевтический, ознакомительный; базовый; продвинутый. Рассматриваемая модель строится на сочетании внутри-фирменного повышения профессионализма руководителей и педагогов, самообразования и курсовой подготовки, а курсовая подготовка, в свою очередь, – на деятельностной основе. При всех формах профессионального развития специалистов сферы образования следует учитывать как внешние и внутренние (по отношению к школе) ресурсы, перечень которых предлагается автором публикации.
Об авторе
А. С. СиденкоРоссия
кандидат педагогических наук, профессор Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования
Список литературы
1. Акулова Е. А. Личностно-деятельностный подход в обучении студентов технического университета предметам гуманитарного профиля: автореферат дис. ... канд. пед. наук / Брян. гос. ун-т им. акад. И. Г. Петровского. Брянск, 2003.
2. Андронкина Н.М.Когнитивно-деятельностный подход к формированию лингвосоциокультурной компетенции в обучении немецкому языку студентов языкового вуза: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2009.
3. АрефьеваО.Д.Компетентностно-деятельностный подход к обеспечению преемственности непрерывного экологического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 2004.
4. Блинова Е. Р. Личностно-деятельностный подход к отбору и конструированию содержания общеобразовательных учебных дисциплин: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ижевск: Удмурт. гос. ун-т, 2004.
5. Брусницына А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2008.
6. Буслова Н. С. Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения теоретическим основам информатики в условиях информационно-предметной среды педагогического вуза: авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. Омск: Омск. гос. пед. ун-т, 2006.
7. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. No 4.
8. Воровщиков С. Г. Учебно-познавательная компетентность старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент: моногр. М.: АПК и ППРО, 2006.
9. Гавдис М. С. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культуры на спортивно-бальных программах: деятельностный подход: ав- тореф. дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2008.
10. Гордеева О. В. Методическое сопровождение повышения качества образования муниципального образовательного учреждения: содержание и результаты // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2009. No 6.
11. Григорьева М. А. Деятельностный подход в обучении школьников информатике с использованием мобильных компьютерных систем: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2011.
12. Губернаторова Э. В. Метафора как компрессированный компонент перевода: деятельностный аспект: автореферат дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2003.
13. Давыдова Н. Н., Токарева Е. В. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Эксперимент и инновации в школе. 2010. No 1.
14. Загвязинский В. И., Поташник М. М. Как учителю подготовить и провести эксперимент: метод. пособие. М.: РПА. 2006. 144 с.
15. Зимняя И. А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2009. No 6.
16. Иванова Е. М. Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М.: Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, 2004.
17. КельбасР.В.Деятельностный подход вформировании культурно- экологических стремлений школьников в системе дополнительного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2007.
18. Коновалова Г. Н. Деятельностный подход к управлению адаптацией к учебному процессу студентов вузов физической культуры на основе рейтинговой оценки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск: Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма, 2006.
19. Кормишина Г. М. Имиджевые коммуникации современной библиотеки: организационно-деятельностный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Казань: Казан. гос. ун-т культуры и искусств, 2011.
20. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. С. 90.
21. Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Орел: Орлов. гос. ун-т, 2005.
22. Лахтина И. А. Личностно-деятельностный подход к подготовке кадров в колледжах культуры и искусств: автореф. дис. ... канд. пед. наук.. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2008.
23. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. No 5. С. 3.
24. ЛедневВ.С.Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
25. Маленков В. В. Динамика гражданственности в России в постсоветский период: структурно-деятельностный подход: автореф. дис.... канд. социол. наук. Тюмень: Тюмен. гос. ун-т, 2006.
26. Маркова А. К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
27. Мин Хе Чжин. Целостно-деятельностный подход к систематизации методов физического воспитания: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта, 2010.
28. Моздокова Ю. С. Коммуникативно-деятельностный подход к интеграции инвалидов: социально-культурный аспект: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2006.
29. Нестеренко И. С. Личностно-деятельностный подход в индивидуальной работе с трудными подростками в условиях сельской полиэтнической школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь: Ставроп. гос. ун-т, 2004.
30. Павлов В. П. Философские основания менеджмента: деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Казань: Казан. гос. ун-т, 2004.
31. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
32. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. М.: Центр педагогического образования, 2009. 448 с. (Образование XXI века).
33. Потлова М. Ф. Роль системы повышения квалификации в творческом росте учителя, руководителя школы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. No 2.
34. Резакова Ф. В. Системно-деятельностный подход к проектированию взаимодействия школы и семьи в процессе педагогической поддержки учащихся: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. гуманитар. пед. ин-т, 2010.
35. Ротанова О. Н. Личностно-деятельностный подход как основа методики обучения иностранным языкам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2004.
36. Сиденко А.С., Болмазова Е.В., Сиденко Е.А. Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» // Эксперимент и инновации в школе. 2010. No 1.
37. Ситнова И. В. Институциональные изменения в современной России: активистско-деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. социол. наук. М.: Ин-т социологии РАН, 2006.
38. Смолькина Л. И. Личностно-деятельностный подход как условие гуманизации подготовки специалистов средней профессиональной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Рос. междунар. акад. туризма, 2004.
39. Старикова Т. А. Исследование и организация систем управления человеческими ресурсами: деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Томск: Томск. гос. ун-т, 2009.
40. Сухов В. П. Развивающее обучение в школьной географии: системно-деятельностный подход: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, 2006.
41. Теньшова О. Н. Патриотическое воспитание подростков в клубных учреждениях Дальневосточного региона: личностно-деятельностный подход: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: Моск. гос. ун-т культуры и искусств, 2007.
42. Тимофеева О. Ю. Компетентностный подход в школе: от теории к практике: учеб.-метод. пособие. Ч. 1. М.: АПК и ППРО, 2009. 76 с.
43. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Стенограмма обсуждения доклада А. В. Хуторского в РАО // Эйдос: интернет-журн. 2002. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423–1.htm
44. Шматко В. Н. Профессиональное самоопределение курсантов в учебном процессе военного института: проблемно-деятельностный подход: ав- тореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре: Гос. пед. ун-т, 2006.
Рецензия
Для цитирования:
Сиденко А.С. О МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ ШКОЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. Образование и наука. 2012;(1):3-16. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-3-16
For citation:
Sidenko A.S. The Model of School Preparation for Implementing the Federal State Educational Standards of the Second Generation. The Education and science journal. 2012;(1):3-16. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-1-3-16