Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМЫ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-26-42

Полный текст:

Аннотация

Цель статьи – показать возможности реализации требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по формированию универсальных учебных действий (УУД) в ходе групповой деятельности на уроках в общеобразовательной школе.
Методология и методы исследования – теоретические методы анализа, сравнения и обобщения, а также эмпирический метод опроса.
Результаты. Представлены основные компоненты технологии обучения в сотрудничестве и этапы технологического процесса групповой работы. Подробно описаны особенности формирования малых групп в зависимости от критериев длительности работы и возраста обучающихся. Определены возможные варианты ролевой структуры дискуссионных групп и способы распределения социальных ролей в них. Отобраны и продемонстрированы приемы организации групповой работы учащихся на разных стадиях урока. Выделенные приемы позволяют целенаправленно организовывать коммуникацию и рефлексивную деятельность школьников.
Научная новизна. Применительно к содержанию ФГОС последнего поколения рассмотрена сущность учебного сотрудничества как формы группового взаимодействия учителя и учащихся на уроке. Вскрыты проблемы, возникающие у педагогов при организации групповой деятельности школьников. Предложен авторский метод осуществления такой работы на уроке, разработанный в виде технологической карты, компоненты которой отражают содержание действий учителя и учеников и формируемые УУД на разных этапах группового учебного сотрудничества.
Практическая значимость. Даны развернутые рекомендации по освоению и внедрению в учебный процесс технологии учебного сотрудничества, на основе которой школьники приобретают универсальные коммуникативные умения и навыки.

Об авторах

Л. Г. Пузеп
филиал Омского государственного педагогического университета
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и специального дефектологического образования


Ю. А. Терещенко
филиал Омского государственного педагогического университета
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и специального дефектологического образования


Список литературы

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. 568 с.

2. Белбин Р. М. «Командные роли»: классификация ролей в группе [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://psycabi.net/testy/674-test-r-m-belbinakomandnye-roli-klassifikatsiya-rolej-v-gruppe (дата обращения: 17.03.2016).

3. Букатов В. М. Педагогические таинства дидактических игр. Москва: Флинта, 1997. 96 с.

4. Водяха С. А., Водяха Ю. Е. Креативность старшеклассников как предиктор психологического благополучия в школе // Педагогическое образование в России. 2015. № 6. С. 90–94.

5. Волошина В. П. Учебное сотрудничество как основа формирования у школьников умения и желания учиться [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/414455/ (дата обращения: 21.04.2016).

6. Дусавицкий А. К., Кондратюк Е. М., Толмачева И. Н., Шилкунова З. И. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению. Москва: Вита-Пресс, 2011. 288 с.7. Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. Санкт-Петербург: Просвещение, 1994. 234 с.

7. Запятая О. В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у учащихся 5–7-х классов. Волгоград: Учитель, 2014. 71 с.

8. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. Москва: ПСТГУ,2014. 432 с.

9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. Москва: Просвещение, 2010. 152 с.

10. Карпова Е. В., Шевко О. Н. Организация работы учащихся в малых группах в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова //Ярославский педагогический вестник. 2005. Вып. 3 (44). С. 65–70.

11. Кларин М. В. Дидактические игры // Российская педагогическая энциклопедия. Москва: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. С. 269–271.

12. Копотева Г. Л., Логвинова И. М. Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование. Волгоград: Учитель, 2016. 143 с.

13. Малявина С. В., Шестаков В. В. Организация групповой деятельности на уроке иностранного языка в форме The Survival Tournament // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Междунарадной научной конференции,г. Чита, январь 2015 г. Чита: Молодой ученый, 2015. С. 172–174.

14. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения. Москва: Академия, 2010. 96 с.

15. Морокова Н. В., Стан Ю. Ю., Прынь Е. И. Методические рекомендации для учителей начальных классов по реализации деятельностного метода обучения в рамках ФГОС НОО [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://iro23.ru/sites/default/files/sistemno-deyatelnostnyy_podhod_v_obuchenii_didakticheskie_principy.pdf (дата обращения: 28.03.2016).

16. Педагогическая психология / под ред. В. А. Гуружапова. Москва: Юрайт, 2014. 493 с.

17. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. Москва: МПУ, 1996. 270 с.

18. Современные образовательные технологии / под ред. Н. В. Бордовской. Москва: КНОРУС, 2011. 432с.

19. Цукерман Г. А. Как младшие школьники учатся учиться? Москва; Рига: Эксперимент, 2000. 222 с.

20. Штроо В. А. Методы активного социально-психологического обучения. Москва: Юрайт, 2015. 277 с.

21. Kunanbayeva M. S. Criteria for Formation of Active Personal Position of Schoolchildren // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (13). P. 5883–5891.

22. Slambekova T. S., Ibragimkyzy S., Saylaubay Y. E., Albytova N. Problems of Pedagogical Creativity Development // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (12). P. 5290–5298.


Для цитирования:


Пузеп Л.Г., Терещенко Ю.А. ФОРМЫ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ШКОЛЕ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА. Образование и наука. 2016;(9):26-42. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-26-42

For citation:


Puzep L.G., Tereshchenko Y.A. THE FORMS OF EDUCATIONAL COOPERATION IN SCHOOL UNDER THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS. The Education and science journal. 2016;(9):26-42. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-26-42

Просмотров: 727


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)