ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Результаты и научная новизна. Показано, что скромно заявленный как узкое направление «реорганизации государственных академий наук» и «отдельных изменений» указанный закон глубоко негативным образом затронул все уровни отечественной науки. Обращается внимание на противоречивость оценок проводимой реформы, расплывчатость ее целей и лжереформаторские установки отдельных вводимых законодательных актов, а также на то, что ожидаемые результаты преобразований не сформулированы даже гипотетично. Все перечисленные факторы в совокупности и лишение академического сообщества автономии деятельности представляют угрозу для полноценного, полнокровного функционирования и развития научной сферы, что непосредственно сказывается и на состоянии всей системы образования в целом. На основе ретроспективного, синхронного и диахронного анализа рассматриваются предпосылки возникновения в России государственных академий наук, история их развития и реформирования, причины возникновения в 90-е годы прошлого века многочисленных общественных академий в сфере образования. На примере Российской академии образования вскрыты стратегические просчеты, которые привели к «национализации» науки, замене не контролируемого государством научного самоуправления надежным ведомственным хомутом.
Практическая значимость. Исходя из сложившейся ситуации, автор моделирует функции Академии образования, реальные и приемлемые в ее новом статусе. Они сводятся к обеспечению квалифицированной экспертной оценки проектов нормативных актов, государственных программ, педагогических технологий и инноваций, а также к осуществлению редакционно-издательской и полиграфической деятельности – опубликованию и широкому распространению результатов научных исследований.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
Методология и методы исследования – теоретические методы анализа, сравнения и обобщения, а также эмпирический метод опроса.
Результаты. Представлены основные компоненты технологии обучения в сотрудничестве и этапы технологического процесса групповой работы. Подробно описаны особенности формирования малых групп в зависимости от критериев длительности работы и возраста обучающихся. Определены возможные варианты ролевой структуры дискуссионных групп и способы распределения социальных ролей в них. Отобраны и продемонстрированы приемы организации групповой работы учащихся на разных стадиях урока. Выделенные приемы позволяют целенаправленно организовывать коммуникацию и рефлексивную деятельность школьников.
Научная новизна. Применительно к содержанию ФГОС последнего поколения рассмотрена сущность учебного сотрудничества как формы группового взаимодействия учителя и учащихся на уроке. Вскрыты проблемы, возникающие у педагогов при организации групповой деятельности школьников. Предложен авторский метод осуществления такой работы на уроке, разработанный в виде технологической карты, компоненты которой отражают содержание действий учителя и учеников и формируемые УУД на разных этапах группового учебного сотрудничества.
Практическая значимость. Даны развернутые рекомендации по освоению и внедрению в учебный процесс технологии учебного сотрудничества, на основе которой школьники приобретают универсальные коммуникативные умения и навыки.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Методы. В работе использовались методы теоретического и эмпирического сбора данных, методы математической и описательной статистики; анализ законодательной, нормативной документации; сравнение и обобщение выводов ученых-исследователей о качестве образовательного процесса; психолого-педагогическое наблюдение; анкетный опрос; изучение опыта оценки качества услуг, предоставляемых высшими образовательными организациями, со стороны потребителей.
Результаты и научная новизна. Предложены определения понятий «качество высшего образования» и «потребительский мониторинг». Рассмотрены наиболее значимые направления потребительского мониторинга: мониторинг показателей, связанных с внешними потребителями (абитуриентами, школьниками, родителями, работодателями); мониторинг качества преподавания и показателей, отражающих уровень освоения студентами образовательных программ.Подготовлена и апробирована анкета для изучения реальной степени удовлетворенности потребителей (студентов) качеством образовательных услуг в Российском государственном профессионально-педагогическом университете. Представлены результаты анкетного опроса, которым были охвачены студенты с 1-го по 4-й курс дневной формы обучения всех учебных подразделений РГППУ – всего 36 групп. Объем выборки составил 575 респондентов; обработка полученной информации осуществлялась с применением методов контент-анализа и корреляционного анализа.
Практическая значимость. Проведенное исследование позволило конкретизировать требования и ожидания потребителей образовательных услуг и на основе этого разработать и реализовать дорожную карту повышения качества и результативности учебного процесса и деятельности университета в целом.
Методология и методики исследования основаны на системном анализе деятельности инженера; моделях Л. С. Выготского «зон ближайшего развития» и «развивающего обучения» Л. Н Занкова; использовании педагогических и психологических закономерностей, а также методов таксономии, дидактической инженерии, теории вероятностей и математической статистики.
Результаты. Построена модель подготовки инженера в метрическом компетентностном формате, которая предусматривает быстрое развития проектно-конструктивных способностей студента на фоне усвоенных им знаний. Установлены параметры, определяющие успешность инженерной деятельности. Спроектирована дидактическая система с технологией быстрого развития компетенций будущего инженера.
Научная новизна. Предложена функциональная модель инженера. Установлены параметры, определяющие вероятность успешности будущего специалиста, сконструирована таксонометрическая шкала для оценки качества владения компетенцией, разработана модель системы обучения в метрическом компетентностном формате, предложены методики оценки сложности тестов и учебных курсов.
Практическая значимость. Подготовлено учебное пособие «Экономико-
математические модели в управлении» для подготовки IT-инженеров в метрическом компетентностном формате, которое внедрено в учебный процесс и развернуто в web-сети (www.myknitu.ru).
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результаты и научная новизна. Представлен обзор основополагающих идей С. З. Гончарова и предпринята первая попытка оценить вклад ученого в современную отечественную философию. Выделены некоторые наиболее значимые биографические и личностные факторы, сказавшиеся на творческом пути и эволюции мировоззрения С. З. Гончарова. Предложена квалификация его философской концепции как современной версии платонизма, вобравшей в себя две чрезвычайно важные для России традиционные линии развития философской мысли: во-первых, от
Платона через Гегеля к Марксу и Э. Ильенкову, а во-вторых, от Платона через Гегеля к И. Ильину и православному святоотеческому наследию. Приводятся важнейшие для понимания позиции С. З. Гончарова положения из его научных публикаций. Подчеркивается нередуцируемость мировоззрения С. З. Гончарова к его артикулированной составляющей. Отмечается открытость, устремленность к общению с самобытными, ищущими собеседниками, бережное отношение к инаковости оппонентов, презумпция субъектности всякого человека как экзистенциальной доминанте в мироощущении С. З. Гончарова. Отмечается плодотворность актуализации работ С. З. Гончарова, получивших широкое признание уже не только в России и странах, входивших в СССР, но и в Китае, Японии и др.Практическая значимость. Автор надеется на дальнейшее коллегиальное сотрудничество широкого круга исследователей для более глубокого осмысления философского творчества С. З. Гончарова, его современников и их предшественников – для установления корреляции личностей и эпох, что сам С. З. Гончаров называл «совместным деланием» и считал наиболее органичным человеку – истинно креативным – состоянием.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Методы, задействованные в работе: анкетирование студентов; включенное наблюдение; использование ресурсов сервисов Web 2.0: Google Docs – для подготовки анкет, проведения анкетирования, обработки и накопления статистики ответов; Youtube – для разработки и публикации учебных видео; mindmeister.com – для оформления ментальных карт; конструктора http://learningapps. org – для разработки игровых заданий.
Результаты и научная новизна. Проанализированы возможности информационных технологий, выбраны сервисы, позволяющие разработать учебно-методическое сопровождение процесса обучения предмету «Биохимия». Систематизированы ссылки на научные порталы по тематике данного курса. Выявлены и обозначены темы, которые вызывают наибольший интерес для студентов: «Белковый обмен», «Углеводный обмен», «Ферменты и их значение в лабораторной диагностике». По перечисленным темам разработаны и апробированы элементы учебно-методического обеспечения дисциплины на основе соответствующих сервисов Web 2.0. Зафиксирован выросший интерес студентов в овладении курсом «Биохимия» посредством представленных элементов. В предложенных методических рекомендациях для обучения студентов медицинского вуза традиционные формы подготовки сочетаются с активным использованием возможностей сервисов Web 2.0.
Практическая значимость. Разработанная авторская методика может быть полезна не только при планировании и осуществлении групповой и коллективной работы студентов медицинского университета, изучающих фундаментальные дисциплины, но также в системе повышения профессиональной квалификации практикующих врачей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель статьи – показать возможность применения учебных проектов в учебном процессе вуза и перспективы данного метода при подготовке будущих специалистов-математиков.
Методология и методика исследования. Были использованы теоретические методы исследования (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, анализ учебных и методических пособий по курсу математического анализа, изучение и обобщение педагогического опыта, концептуальный анализ исследований по исследуемой проблеме); экспериментальные (опрос, контроль); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение).
Результаты. На основе педагогических особенностей проектной деятельности обосновано применение учебных проектов в процессе изучения математического анализа, способствующее углублению и расширению знаний учащихся. Продемонстрированы последовательность и итоги проектной работы студентов на одном из вариантов выполнения учебного проекта.
Научная новизна заключается в разработке технологии создания, осуществления и рефлексии математических учебных проектов. Выявлены и описаны возможности формирования у студентов навыков научной работы с помощью проектной деятельности в области математического анализа.
Практическая значимость. Материалы статьи могут служить основанием для продолжения исследования способов эффективного внедрения проектной деятельности в процесс изучения математического анализа. При соответствующей коррекции содержания и формы учебных проектов рассмотренная технология может также использоваться преподавателями других дисциплин цикла предметной подготовки в системе высшего образования.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Методы исследования. В работе использовались методы сравнительного анализа подходов к содержанию понятий «иностранные студенты» и «международные студенты».
Результаты. Проанализированы результаты исследований зарубежных и российских авторов по вопросам интернационализации университетов и привлечения студентов из-за рубежа. Структурированы и разделены понятия «иностранные студенты» и «международные студенты». Сформированы предложения о необходимости правильного выбора определения для дальнейшего успешного рекрутинга в соответствии с целями интернационализации вузов. Результаты исследования показали, что от выбора способа учета и соответствующей терминологии, расстановки акцентов на формальных или содержательных критериях, т. е. на показателях интернационализации или целях интернационализации, зависят дальнейшие процессы привлечения студентов из-за рубежа в отечественные высшие учебные заведения.
Научная новизна. Убедительно доказывается, что для повышения уровня интернационализации вуза в долгосрочной перспективе требуются новые подходы к рекрутингу зарубежных студентов: переход с тактических позиций на стратегические; формирование профиля потенциального студента как международного, а не как иностранного субъекта образования.
Практическая значимость. Статья будет полезна сотрудникам департаментов интернационализации, международных отделов, отделов рекрутинга и академической мобильности.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Методика и методы – обобщение содержания зарубежных публикаций по вопросам школьного образования и здравоохранения; системный анализ социологических исследований, касающихся дресс-кода.
Результаты. Рассмотрены полемизируемые во многих странах требования к внешнему виду учащихся. Эти требования затрагивают многие важные аспекты и принципы функционирования системы образования и всего общества в целом: соблюдение конституционных прав ребенка, в том числе на свободу самовыражения по национальному и гендерному признакам; толерантность внутришкольной и государственной политики в свете миграционных процессов; проблемы нивелирования социально-экономического расслоения детей и др. Разобраны достоинства и недостатки существующих в различных государствах Европы, Азии, Африки, Северной Америки подходов к разработке требований к школьному дресс-коду.
Научная новизна. Доказано влияние политики школьного дресс-кода на культуру поведения и здоровье детей, взаимоотношения в многонациональных школьных коллективах, идентификацию и обеспечение безопасности школьников. Вскрыта неоднозначность информационной выразительности и знаковости предметов одежды и других элементов внешнего вида современных школьников: символов принадлежности к религиозной и/или национальной культуре, известному модному бренду, современному неформальному/политическому течению; а также степени выраженности гендерного различия в дизайне школьной формы. Обозначена взаимосвязь между формулировками требований дресс-кода и эффективностью его внедрения с точки зрения минимизации внутреннего напряжения в школьном коллективе.
Практическая значимость. Систематизированы предложения по повышению качества социокультурной среды образовательных учреждений, на основе которых возможно укрепление позитивного взаимодействия участников образовательного процесса.
ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ
Методы. Методологические основы анализируемых аспектов образования заключаются в системном подходе к изучению социальных процессов, социальных систем и общественного мнения относительно инклюзивного обучения.
Результаты и научная новизна. Показано, что в Европе существуют различные образовательные модели обучения людей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивная, интегративная, смешанная и специальное образование. Выделены критерии, на основе которых устанавливаются отличия одной модели от другой. Это прежде всего неодинаковые школьное пространство, образовательная среда и возможности социализации ребенка. Сопоставлены «плюсы» и «минусы» интегративной и инклюзивной моделей образования. Инклюзивная система позволяет создать для учащихся равное образовательное пространство, но характеризуется замедленными темпами обучения и отсутствием ресурсов для введения в учебный процесс дополнительных учебных часов, из-за чего могут страдать наиболее способные дети. Интегративная модель дает большую возможность развиваться, формировать социальные навыки и умения, получать новые знания, в частности за счет увеличения учебной нагрузки, которая может негативно сказаться на здоровье
и психологическом состоянии детей-инвалидов. Автор поднимает один из наиболее острых вопросов, актуальных для современной Италии, где распространена инклюзивная модель образования. В итальянских школах в одном классе могут учиться дети с особенностями развития и здоровые дети. Чем больше учащихся с ограниченными возможностями, тем меньше наполняемость класса. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный учебный план, но учителю в силу загруженности не всегда удается обеспечить должные условия развития и обучения каждому ребенку, поэтому родители начинают выражать свое беспокойство по поводу
реализации права детей на качественное образование. Другой проблемой является огромный поток мигрантов в Европу. Некоторые родители, желая защитить своих детей, протестуют против их совместного обучения со школьниками из семей мигрантов. Многие из родителей считают, что защите их детей и проявлением уважения к ним послужит интегративная система образования. Подчеркивается, что представители государственных органов и властных структур в Италии уделяют недостаточно внимания инклюзивному образованию, финансирование которого, как и всей системы образования в целом, с каждым годом уменьшается. Декларативные заявления политиков об огромной значимости социализации людей с ограниченными возможностями и обещания решить существующие проблемы не соответствуют тем малым мерам, которые предпринимаются в действительности. Ситуация усугубляется переходом индустриального общества к постиндустриальному укладу, при котором кардинально меняется структура занятости граждан и концепция их обучения. Пока неясно, как адаптировать людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в постоянной заботе и поддержке, к новым реалиям, в том числе к стремительно меняющейся конъюнктуре рынка труда и повышению трудоспособного возраста, на который нацелена социальная политика последних лет.
Практическая значимость публикации состоит в поиске путей модернизации школьного образования, в котором должен быть соблюден баланс между индивидуальным подходом к каждому ребенку и социальными интересами. По мнению автора статьи, для создания школы будущего следует более тщательно изучать ресурсный потенциал обучающей среды и изменить систему профессиональной подготовки учителей.
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Методология и методики. Методология, изложенного в статье исследования, основывается на контент-анализе вербальных и визуальных текстов, а также на индуктивных методиках, позволяющих обобщить гетерогенные подходы.
Результаты и научная новизна. Рассмотрен концепт homo duplex начиная с периода проторенессанса, когда произошло вычленение гуманитаристики из общего знания о человеке и компонент значения «земной, небожественный» закрепился за науками, которые обозначались словом humanitatis. Эти науки были противопоставлены теологическим, трактующим божественное начало человека. С опорой на схематичную трактовку человека, представленную Леонардо да Винчи, сделан вывод: именно этот образ сформировал ядро антропоцентрической картины мира, а впоследствии – ведущий исследовательский метод гуманитарных наук. Анализ развития концепта от homo duplex до homo triplex показывает, что динамика его переосмысления во многом зависела от возможности экстраполяции методов научно-естественного познания мира на гуманитарные знания. В качестве причины кризиса современного гуманитарного знания указывается «доктринальное» мышление, вызванное, с одной стороны, факторами политического характера, а с другой стороны, «высоким искусством» превращать постулаты гуманитаристики в догму. Для доказательства данного положения привлекаются художественные и визуальные тексты, а также исторические факты. Современная структура гуманитарного знания основана, по мнению автора, на интеграции гуманитаристики и нейронаук, где ядром исследования являются такие концепты, как сознание, подсознание и язык. Выстроена модель гетерогенных сфер, включающая биосферу, ноосферу, техносферу, семиосферу, социосферу, этносферу. Сформулирована новая парадигма научного знания, объединяющая в себе следующие черты антропоцентрического подхода: человек осознающий (обрабатывающий информацию); человек, творящий себя и мир; человек, взаимодействующий с природой и машиной.
Практическая значимость. Предлагаемая модель гетерогенных сфер позволяет вычленить варианты взаимодействия естественных, точных и гуманитарных наук, что определяет новое концептуальное содержание понятия homo triplex.
КОНСУЛЬТАЦИИ
Методы. Работа проводилось с применением методов системного анализа, наблюдения, беседы, педагогического тестирования, анкетирования. Диагностика и оценивание личностных качеств студентов осуществлялись с помощью морфологического теста жизненных ценностей в модификации И. Г. Сенина, опросника «Потребность в достижении цели» в модификации Ю. М. Орлова. Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением методов статистической обработки эмпирических данных.
Результаты. Получены усредненные эмпирические значения уровня профессионально-патриотической воспитанности студентов оборонных специальностей технического университета, доказывающие эффективность выявленных организационно-педагогических условий профессионально-патриотического воспитания в техническом университете.
Научная новизна. Уточнено применительно к студентам – будущим специалистам оборонной отрасли – содержание понятия «профессионально-патриотическая воспитанность»: это интегративное качество личности, включающее когнитивный, эмоционально-ценностный и рационально-деятельностный компоненты. Выявлены организационно-педагогические условия профессионально-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей, объединенные в две группы: создание профессионально-ориентированной воспитывающей среды; обеспечение возможностей для активного участия студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет оценивать достигнутый уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов. Выявленный комплекс организационнопедагогических условий реализован в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей Ижевского государственного технического университета, Тульского государственного университета, Ковровской государственной технологической академии, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
ISSN 2310-5828 (Online)