ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОХИМИЯ» СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-90-108
Аннотация
Методы, задействованные в работе: анкетирование студентов; включенное наблюдение; использование ресурсов сервисов Web 2.0: Google Docs – для подготовки анкет, проведения анкетирования, обработки и накопления статистики ответов; Youtube – для разработки и публикации учебных видео; mindmeister.com – для оформления ментальных карт; конструктора http://learningapps. org – для разработки игровых заданий.
Результаты и научная новизна. Проанализированы возможности информационных технологий, выбраны сервисы, позволяющие разработать учебно-методическое сопровождение процесса обучения предмету «Биохимия». Систематизированы ссылки на научные порталы по тематике данного курса. Выявлены и обозначены темы, которые вызывают наибольший интерес для студентов: «Белковый обмен», «Углеводный обмен», «Ферменты и их значение в лабораторной диагностике». По перечисленным темам разработаны и апробированы элементы учебно-методического обеспечения дисциплины на основе соответствующих сервисов Web 2.0. Зафиксирован выросший интерес студентов в овладении курсом «Биохимия» посредством представленных элементов. В предложенных методических рекомендациях для обучения студентов медицинского вуза традиционные формы подготовки сочетаются с активным использованием возможностей сервисов Web 2.0.
Практическая значимость. Разработанная авторская методика может быть полезна не только при планировании и осуществлении групповой и коллективной работы студентов медицинского университета, изучающих фундаментальные дисциплины, но также в системе повышения профессиональной квалификации практикующих врачей.
Об авторах
Е. А. ТепляшинаРоссия
кандидат биологических наук, доцент кафедры биологической химии с курсом медицинской, фармацевтической и токсикологической химии
Е. В. Ермолович
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования
Список литературы
1. Абдулгалимов Р. М., Абдулгалимова Г. Н. Информационные и коммуникационные технологии в системе медицинского образования // Мир науки,культуры, образования. 2013. № 1 (38). С. 3–5.
2. Абдулов Е. В., Абдулова Е. В. Использование современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности в процессе обучения // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 135–140.
3. Алпатова Э. С. Современное высшее образование в России и за рубежом: проблемы и вызовы времени // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2012. № 5–6. С. 42–47.
4. Арзамасова А. В. Использование информационных технологий в подготовке специалистов медицинского профиля // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2012. № 16. С. 85–89.
5. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения: учебное пособие. Москва: Институт профессионального образования, 1995. 86 с.
6. Вовк С. В., Котенева И. С. Формирование информационной компетентности будущих учителей биологии средствами информационно-коммуникационных технологий // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 1–2. С. 42–47.
7. Жигулина В. В. Инновационные технологии в преподавании биохимии в вузах медицинского профиля. Innovatory Technologies in Biochemistry Teaching at Medical Higher Educational Institutions // Здоровье и образование в XXI веке: электронный научно-образовательный вестник. 2015. № 4 (17). [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye- tehnologii-v-prepodavanii-biohimii-v-vuzah-meditsinskogo-profilya- 1#ixzz4QLkHQayG
8. Кефели-Яновская Е. И. Основные принципы применения информационных технологий в совершенствовании подготовки студентов на первых курсах обучения в медицинских университетах // Запорожский медицинский журнал. 2014. № 2 (83). С. 135–136.
9. Клюев С. А. Компьютерное моделирование: учебное пособие. Волжский: ВПИ ВолгГТУ. 2009. 89 с.
10. Князева М. В. Инновационные подходы к преподаванию биохимии в медицинских вузах / Князева М. В., Колесов С. В., Хохленкова Н. В. и др. Инновационные подходы к развитию медицины, фармацевтики и эколого-биологических исследований. Одесса: КУПРИЕНКО СВ. 2015. 192 с.
11. Кожевникова М. А. Информационные технологии в медицинском образовании // Информационные технологии в образовании: материалы Международной заочной научно-практической конференции. УлГПУ им. И. Н. Ульянова / под ред. Ю. И. Титаренко. Ульяновск, 2014. С. 58–59.
12. Макарова Т. А. Современные ориентиры обновления содержания образования в высшей школе // Профессиональное образование. 2015. № 1. С. 36–41.
13. Максимов И. В., Попов И. И. Компьютерные сети: учебное пособие. Mосква: Форум, 2005. 336 с.
14. Маль Г. С., Полякова О. В., Дородных И. А. Использование современных информационных технологий при обучении в медицинском вузе //Современные наукоемкие технологии. 2014. № 12–1. С. 67–68.
15. Мельник Е. Г., Мельник М. Г. Возможности информационно–коммуникационных технологий в учебном процессе медицинского вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4–1. С. 189–190.
16. Наконечный С. В., Маль Г. С., Дородных И. А. К вопросу об информационных технологиях в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 7. С. 103.
17. Сатурина А. Достоинства и недостатки (этапы развития обучения с использованием компьютерных технологий) // Образование в документах. 2014. № 3. С. 48.
18. Стариченко Б. Е. Методика использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе: учебное пособие. Ч. 1: Концептуальные основы компьютерной дидактики. Екатеринбург: УрГПУ, 2013. 141 с.
19. Старченко Б. Е. Синхронная и асинхронная организация учебного процесса в вузе на основе информационно-технологической модели обучения // Педагогическое образование в России. 2013. № 3. С. 23–31.
20. Frehywot, Vovides Y., Talib Z., Mikhail N., Ross H., Wohltjen H., Bedada S., Korhumel K., Koumare A. K., Scott J. E-learning in medical education in resource constrained low- and middle-income countries // Human Resources for Health. 2013. Available at: http://www.human-resources-health.com/content/11/1/4 (Accessed 26 December 2015)
21. Khatony A., Dehghan N., Ahmadi F., Haghani H., Vehvilainen-Julkunen K. The effectiveness of web-based and face-to-face continuing education methods on nurses’ knowledge about AIDS: a comparative study // BMC Medical Education 2009. № 1. Available at: http://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles?query=§ion=&searchType=journalSearch&page=2&sort=relevance (Accessed 29 December 2015).
22. Syakir M., Mahmud A., Achmad, A. The Model of ICT-Based Career Information Services and Decision-Making Ability of Learners // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (13). Р. 5969–5979.
23. Vaganova O. I., Medvedeva T. Y., Kirdyanova E. R. Innovative Approaches to Assessment of Results of Higher School Students Training // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (13). Р. 6246–6254.
24. Yodwisithsak P., Thowprasert W., Kiatipunsodsai S. Medical students, attitudes and behaviors toward application of information technology in clinical teaching // Thammasat Medical Journal. 2014. Vol. 14. № 3. Available at: http://www.tci-thaijo.org/index.php/tmj/article/view/21795/18797 (Accessed 26 December 2015).
Рецензия
Для цитирования:
Тепляшина Е.А., Ермолович Е.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОХИМИЯ» СТУДЕНТАМ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Образование и наука. 2016;(9):90-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-90-108
For citation:
Teplyashina E.A., Ermolovich E.V. USING INFORMATION TECHNOLOGIES IN «BIOCHEMISTRY» TEACHING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS. The Education and science journal. 2016;(9):90-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-90-108