АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ДРЕСС-КОДА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-136-152
Аннотация
Методика и методы – обобщение содержания зарубежных публикаций по вопросам школьного образования и здравоохранения; системный анализ социологических исследований, касающихся дресс-кода.
Результаты. Рассмотрены полемизируемые во многих странах требования к внешнему виду учащихся. Эти требования затрагивают многие важные аспекты и принципы функционирования системы образования и всего общества в целом: соблюдение конституционных прав ребенка, в том числе на свободу самовыражения по национальному и гендерному признакам; толерантность внутришкольной и государственной политики в свете миграционных процессов; проблемы нивелирования социально-экономического расслоения детей и др. Разобраны достоинства и недостатки существующих в различных государствах Европы, Азии, Африки, Северной Америки подходов к разработке требований к школьному дресс-коду.
Научная новизна. Доказано влияние политики школьного дресс-кода на культуру поведения и здоровье детей, взаимоотношения в многонациональных школьных коллективах, идентификацию и обеспечение безопасности школьников. Вскрыта неоднозначность информационной выразительности и знаковости предметов одежды и других элементов внешнего вида современных школьников: символов принадлежности к религиозной и/или национальной культуре, известному модному бренду, современному неформальному/политическому течению; а также степени выраженности гендерного различия в дизайне школьной формы. Обозначена взаимосвязь между формулировками требований дресс-кода и эффективностью его внедрения с точки зрения минимизации внутреннего напряжения в школьном коллективе.
Практическая значимость. Систематизированы предложения по повышению качества социокультурной среды образовательных учреждений, на основе которых возможно укрепление позитивного взаимодействия участников образовательного процесса.
Об авторе
О. И. ДенисоваРоссия
кандидат технических наук, доцент кафедры дизайна, технологии, материаловедения и экспертизы потребительских товаров
Список литературы
1. Bodine A. School Uniforms, Academic Achievement, and Uses of Research // The Journal of Educational Research. 2003. Vol. 97. № 2. P. 67–71.
2. Brunsma D. L., Rockquemore K. A. The Effects of Student Uniforms on Attendance, Behavior Problems, Substance Use, and Academic Achievement. Manuscript accepted for publication in The Journal of Educational Research. 1998. February 13, (manuscript #03–97–83) Department of Sociology University of NotreDame, IN 46556.
3. Crockett D., Wallendorf M. Sociologial Perspectives on Imposed School Dress Codes: Consumption as Attempted Suppression of Class and Group Symbolism // Journal of Macromarketing. 1998. Vol. 18. № 2. P. 115–131.
4. DaCosta K. Dress Code Blues: An Exploration of Urban Students’ Reactions to a Public High School Uniform Policy // The Journal of Negro Education. 2006. Vol. 75. № 1 (Winter). P. 49–59.
5. Gentile E., Imberman S. A. Dressed for success? The effect of school uniforms on student achievement and behavior // Journal of Urban Economics. 2012. № 71. P. 1–17.
6. Gereluk D. What Not To Wear: Dress Codes and Uniform Policies in the Common School // Journal of Philosophy of Education. 2007. Vol. 41. № 4. P. 643– 657.
7. Happel A. Ritualized girling: school uniforms and the compulsory performance of gender // Journal of Gender Studies. 2013. Vol. 22. № 1. P. 92–96.
8. Hidalgo D., Onofa M., Oosterbeek H., Ponce J. Can provision of free school uniforms harm attendance? Evidence from Ecuador // Journal of Development Economics. 2013. № 103. P. 43–51.
9. Holloman L. O., La Point V., Alleyne S. I., Palmer R. J., Sanders-Phillips K. Dress-Related Behavioral Problems and Violence in the Public School Setting: Prevention, Intervention, and Policy–A Holistic Approach // The Journal of Negro Education. 1996. Vol. 65. № 3. Educating Children in a Violent Society, Part I (Summer). P. 267–281.
10. John-Akinola Y. O., Gavin A., O’Higgins S. E., Gabhainn S. N. Taking part in school life: views of children // Health Education. 2013. Vol. 114. № 1. P. 20–42.
11. Lennon S. J., Schulz T. L., Johnson K. K. P. Forging linkages between dress and law in the U. S. Part II: Dress codes // Clothing and Textiles Research Journal. 1999. Vol. 17. № 3. P. 157– 167.
12. McDaniel T. R. Making the School Uniform Decision: Is It Right for Your School? // Kappa Delta Pi Record. 2013. Vol. 49. № . 4. P. 162–167. 13. Meadmore D., Symes C. Keeping Up Appearances: Uniform Policy for School Diversity? // British Journal of Educational Studies.1997. Vol. 45. № 2.P. 174–186.
13. Nalborczyk A. S., Borecki P. Relations between Islam and the state in Poland: the legal position of Polish Muslims // Islam and Christian–Muslim Relations. 2011. Vol. 22. № 3. P. 343– 359.
14. Park J. Do School Uniforms Lead to Uniform Minds?: School Uniforms and Appearance Restrictions in Korean Middle Schools and High Schools // Fashion Theory. 2013. Vol. 17. № 2. P. 159–177.
15. Pomerantz S. Cleavage in a Tank Top: Bodily Prohibition and the Discourses of School Dress Codes // Alberta Journal of Educational Research. 2007 (Winter). Vol. 53. № 4. P. 373–386.
16. Pooley T., Mostefai-Hampshire Z. Code-crossing and multilingualism among adolescents in Lille // Journal of French Language Studies. 2012. Vol. 22. № 3 (November). P. 371–394.
17. Raby R. «Tank Tops Are Ok but I Don’t Want to See Her Thong» Girls’ Engagements With Secondary School Dress Codes // Youth & Society. 2010. Vol. 41. № 3 (March). P. 333–356.
18. Ramirez M., Ferrer R. R., Cheng, G., Cavanaugh, J. E., Peek-Asa, C. Violation of School Behavioral Policies and Its Relationship with Overall Crime // Ann Epidemiol. 2011. № 21. P. 214–220.
19. Sanchez J. E., Yoxsimer A., Hill G. C. Uniforms in the Middle School: Student Opinions, Discipline Data, and School Police Data // Journal of School Violence. 2012. Vol. 11. № 4. P. 345–356.
20. Syed Iffath U. B. Forced Assimilation is an unhealthy policy intervention: the case of the hijab ban in France and Quebec, Canada // The International Journal of Human Rights. 2013. Vol. 17. № 3. P. 428–440.
21. Tamura Y. School Dress Codes in Post-Scarcity Japan Contradictions and Changes // Youth & Society. 2007. Vol. 38. № 4 (June). P. 463–489.
22. Vopat M. C. Mandatory school uniforms and freedom of expression //Ethics and Education. 2010. Vol. 5. № 3. P. 203–215.
23. Wilder-Smith A., Lover A., Kittayapong P., Burnham G. Hypothesis: Impregnated school uniforms reduce the incidence of dengue infections in school children // Medical Hypotheses. 2011. Vol. 76. P. 861–862.
24. Wilken I., Aardt A. V. School Uniforms: Tradition, benefit or predicament? // Education as Change. 2012. Vol. 16. № 1. P. 159–184.
25. Wilson-Brewer R., Spivak H. Violence Prevention in Schools and Other Community Settings: The Pediatrician as Initiator, Educator, Collaborator, and Advocate // Pediatrics. 1994. Vol. 94. № 4 (October). P. 623–630.
26. Workman J. E., Studak C. M. Use of the Means/Ends Test to Evaluate Public School Dress-Code Policies // Educational Policy. 2008. Vol. 22. № 2 (March). P. 295–326.
Рецензия
Для цитирования:
Денисова О.И. АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ВВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ДРЕСС-КОДА. Образование и наука. 2016;(9):136-152. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-136-152
For citation:
Denisova O.I. ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF INTRODUCTION OF THE SCHOOL DRESS CODE. The Education and science journal. 2016;(9):136-152. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-136-152