КАКОВО БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ?
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-153-165
Аннотация
Методы. Методологические основы анализируемых аспектов образования заключаются в системном подходе к изучению социальных процессов, социальных систем и общественного мнения относительно инклюзивного обучения.
Результаты и научная новизна. Показано, что в Европе существуют различные образовательные модели обучения людей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивная, интегративная, смешанная и специальное образование. Выделены критерии, на основе которых устанавливаются отличия одной модели от другой. Это прежде всего неодинаковые школьное пространство, образовательная среда и возможности социализации ребенка. Сопоставлены «плюсы» и «минусы» интегративной и инклюзивной моделей образования. Инклюзивная система позволяет создать для учащихся равное образовательное пространство, но характеризуется замедленными темпами обучения и отсутствием ресурсов для введения в учебный процесс дополнительных учебных часов, из-за чего могут страдать наиболее способные дети. Интегративная модель дает большую возможность развиваться, формировать социальные навыки и умения, получать новые знания, в частности за счет увеличения учебной нагрузки, которая может негативно сказаться на здоровье
и психологическом состоянии детей-инвалидов. Автор поднимает один из наиболее острых вопросов, актуальных для современной Италии, где распространена инклюзивная модель образования. В итальянских школах в одном классе могут учиться дети с особенностями развития и здоровые дети. Чем больше учащихся с ограниченными возможностями, тем меньше наполняемость класса. Для каждого ученика разрабатывается индивидуальный учебный план, но учителю в силу загруженности не всегда удается обеспечить должные условия развития и обучения каждому ребенку, поэтому родители начинают выражать свое беспокойство по поводу
реализации права детей на качественное образование. Другой проблемой является огромный поток мигрантов в Европу. Некоторые родители, желая защитить своих детей, протестуют против их совместного обучения со школьниками из семей мигрантов. Многие из родителей считают, что защите их детей и проявлением уважения к ним послужит интегративная система образования. Подчеркивается, что представители государственных органов и властных структур в Италии уделяют недостаточно внимания инклюзивному образованию, финансирование которого, как и всей системы образования в целом, с каждым годом уменьшается. Декларативные заявления политиков об огромной значимости социализации людей с ограниченными возможностями и обещания решить существующие проблемы не соответствуют тем малым мерам, которые предпринимаются в действительности. Ситуация усугубляется переходом индустриального общества к постиндустриальному укладу, при котором кардинально меняется структура занятости граждан и концепция их обучения. Пока неясно, как адаптировать людей с ограниченными возможностями, нуждающихся в постоянной заботе и поддержке, к новым реалиям, в том числе к стремительно меняющейся конъюнктуре рынка труда и повышению трудоспособного возраста, на который нацелена социальная политика последних лет.
Практическая значимость публикации состоит в поиске путей модернизации школьного образования, в котором должен быть соблюден баланс между индивидуальным подходом к каждому ребенку и социальными интересами. По мнению автора статьи, для создания школы будущего следует более тщательно изучать ресурсный потенциал обучающей среды и изменить систему профессиональной подготовки учителей.
Об авторе
Стефано КобеллоРоссия
доктор филологических наук университета в Вероне (Италия), кандидат ISSK кафедры государственной политики и социальных перемен
Список литературы
1. Aldrigò A. Crisi di Governabilità e mondi vitali. Bologna: Cappelli,1980.
2. Barnes C., Mercer G. Disability. Bristol: Policy Press, 2013.
3. Barnes C., Mercer G. A legacy of oppression. Leeds: Disability Press edit by Len Barton and Mike Oliver, 1997.
4. Bertin G. Crisi e processi di cambiamento dei sistemi di Welfare. Venice, 2016.
5. Canevaro A., Ianes D. Buone prassi di integrazione scolastica. Trento: Erickson, 2002.
6. Canevaro A. Le logiche del confine e del sentiero, una pedagogia dell'inclusione per tutti (disabili inclusi). Trento: Erickson, 2000.
7. Canevaro A., et al. Pedagogia speciale dell'integrazione. Handicap: conoscere e accompagnare. Firenze: La Nuova Italia, 1996.
8. Cevolini A. Inclusione ed Esclusione nel funzionalismo Sociologico Tedesco. Sociologia e politiche sociali. Rivista. 1999. a.2. № 3. Р. 247–260.
9. Claparède E. Psicologia dell'educazione. Vol. 2. Roma: Bulzoni, 1981.
10. Contardi A. Libertà possibile. Educazione all'autonomia dei ragazzi con ritardo mentale. Roma: NIS, 1992.
11. Cottini L. Didattica speciale e integrazione scolastica. Roma: Carocci Editore, 2005.
12. De La Garanderie A. Une pédagogie de l'entraide. Bruxelles: Chronique sociale, 1999.
13. De Sanctis S. Educazione dei deficienti. Milano: Vallardi, 1915.
14. Decroly O. Avviamento all'attività intellettuale e motrice mediante i giuochi educativi. Firenze: La Nuova Italia, 1969.
15. Decroly O. Nozioni generali sull'evoluzione affettiva del fanciullo. Firenze: La Nuova Italia, 1972.
16. Della Bella S. Diseguaglianze nella salute Italiana, tra eterogeneità e fattori sociali di rischio. Trento: Tesi; Dipartimento di sociologia di Trento, 2014.
17. Dolto F. L'immagine inconscia del corpo. Milano: Garzanti, 2000.
18. Donati P. Le teorie della crisi del welfare state: confronti per una prospettiva. La ricerca sociale. 1984. № 32. Р. 50–85.
19. Donati P. Oltre la crisi dello stato sociale: dal codice inclusione / esclusione al codice relazionale/non relazionale. Sociologia e politiche sociali. Rivista. 1999. a.2. № 3. Р. 195–251.
20. Ferrera M. Il Welfare state in Italia, sviluppo e crisi in prospettiva comparata. Bologna: Il mulino, 1984.
21. Ferrera M. Modelli di Solidarietà. Politica riforme sociali nelle democrazie. Bologna: Il mulino, 1993.
22. Ferrera M. Il modello sud-europeo di welfare state. Rivista italiana di Scienza Politica. 2014. № 1. Р. 67–101.
23. Ferrera M. Le trappole del Welfare. Bologna: Il mulino, 1998.
24. Ferrière A. La scuola attiva. Firenze: La Nuova Italia, 1930.
25. Foucault M. Gli Anormali. Milano: Feltrinelli, 2003.
26. Foucault M. Le parole e le cose. Milano: Edizioni BUR, 1997.
27. Foucault M. Storia della follia nell'età classica. Milano: Edizioni BUR, 1980.
28. Freinet C. Oeuvres Pédagogiques. Vol. 1. Parigi: Seuil, 1994.
29. Gardou G. Diversità, vulnerabilità e handicap. Trento: Erickson, 2006.
30. Gaspari P. Il bambino sordo. Pedagogia speciale e didattica dell'integrazione. Roma: Anicia, 2005.
Рецензия
Для цитирования:
Кобелло С. КАКОВО БУДУЩЕЕ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ? Образование и наука. 2016;(9):153-165. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-153-165
For citation:
Cobello S. WHEN THE SOCIETY DOES NOT SEE THE FUTURE – WHAT DOES «DISABILITY» MEAN? The Education and science journal. 2016;(9):153-165. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-153-165