Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПЕРИПЕТИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-166-181

Полный текст:

Аннотация

Цели работы – проследить, как изменялись подходы к гуманитарному знанию, и определить возможные пути его развития на современном этапе.
Методология и методики. Методология, изложенного в статье исследования, основывается на контент-анализе вербальных и визуальных текстов, а также на индуктивных методиках, позволяющих обобщить гетерогенные подходы.
Результаты и научная новизна. Рассмотрен концепт homo duplex начиная с периода проторенессанса, когда произошло вычленение гуманитаристики из общего знания о человеке и компонент значения «земной, небожественный» закрепился за науками, которые обозначались словом humanitatis. Эти науки были противопоставлены теологическим, трактующим божественное начало человека. С опорой на схематичную трактовку человека, представленную Леонардо да Винчи, сделан вывод: именно этот образ сформировал ядро антропоцентрической картины мира, а впоследствии – ведущий исследовательский метод гуманитарных наук. Анализ развития концепта от homo duplex до homo triplex показывает, что динамика его переосмысления во многом зависела от возможности экстраполяции методов научно-естественного познания мира на гуманитарные знания. В качестве причины кризиса современного гуманитарного знания указывается «доктринальное» мышление, вызванное, с одной стороны, факторами политического характера, а с другой стороны, «высоким искусством» превращать постулаты гуманитаристики в догму. Для доказательства данного положения привлекаются художественные и визуальные тексты, а также исторические факты. Современная структура гуманитарного знания основана, по мнению автора, на интеграции гуманитаристики и нейронаук, где ядром исследования являются такие концепты, как сознание, подсознание и язык. Выстроена модель гетерогенных сфер, включающая биосферу, ноосферу, техносферу, семиосферу, социосферу, этносферу. Сформулирована новая парадигма научного знания, объединяющая в себе следующие черты антропоцентрического подхода: человек осознающий (обрабатывающий информацию); человек, творящий себя и мир; человек, взаимодействующий с природой и машиной.
Практическая значимость. Предлагаемая модель гетерогенных сфер позволяет вычленить варианты взаимодействия естественных, точных и гуманитарных наук, что определяет новое концептуальное содержание понятия homo triplex.

Об авторе

Н. Н. Белозерова
Тюменский государственный университет
Россия
доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой английского языка


Список литературы

1. Барабаш Ю. Я. Вопросы эстетики и поэтики. 2-е изд., доп. Москва: Современник, 1977. 398 с.

2. Белозерова Н. Н. Мир реальный и мир виртуальный: две экологические системы? Тюмень: Тюменский государственный университет, 2010. 250 с.

3. Белозерова Н. Н., Лабунец Н. В. Эколингвистика: в поисках методов исследования. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2012. С. 204–221.

4. Белозерова Н. Н., Чуфистова Л. Е. Когнитивные модели дискурса.Тюмень: Тюменский государственный университет, 2004. 254 с.

5. Гамлет. Трагедия в пяти действиях / пер. А. Кронеберга // Полное собрание сочинений В. Шекспира в переводе русских писателей: в 3 т. / под ред. Д. Михаловского. СПб., 1899. Т. 3. С. 139–197.

6. Кушнина Л. В. Принципы гармоничного перевода: метапереводческий аспект // Стереотипность и творчество в тексте: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 18. Пермь, 2014. С. 65–76.

7. Кушнина Л. В. Теория гармонизации: опыт когнитивного анализа переводческого пространства. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2009. 196 с.

8. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. Москва: Мысль, 1978. 623 с.

9. Международная конференция «Православные истоки русской культуры и словесности» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.utmn.ru/presse/kalendar/261948/.

10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер. с фр. Н. Любимова; стихи в пер. Ю. Корнеева; коммент. С. Артамонова. Москва: ЭКСМО, 2006. 736 с.

11. Трагедия о Гамлете, принце Датском / пер. М. Л. Лозинского //Шекспир В. Полное собрание сочинений: в 8 т. / под ред. А. А. Смирнова. Москва; Ленинград: Academia, 1936. Т. 5. С. 1–175.

12. Трагедия о Гамлете, принце Датском в 5 актах / пер. К. Р. (Константина Константиновича Романова) // Шекспир У. «Гамлет» в русских переводах XIX–XX вв. Москва: Интербук, 1994. С. 323–484.

13. Черниговская Т. В. Как научить мозг учиться? Видеолекторий.[Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=nEGmdlJEr8M.

14. Черниговская Т. Как научить мозг учиться? // Публичные лекции в лектории «Прямая речь» (Москва). 2015. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.pryamaya.ru/tatyana_chernigovskaya.

15. Черниговская Т. В. Личная страница. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.genlingnw.ru/person/Chernigovskaya.htm.

16. Шекспир У. Гамлет / пер. А. Радловой // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. Москва: Интербук, 1994. С. 485–650.

17. Шекспир У. Гамлет / пер. Б. Пастернака // Шекспир У. Собрание сочинений в 8 т. Т. 8. Москва: Интербук, 1994. С. 5–162.

18. Эткин В. А. Как преодолеть кризис теоретической физики (How to overcome crisis of theoretical physics) [Электрон. ресурс]. Режим доступа:http://samlib.ru/e/etkin_w_a/kakpreodoletcrisicteoretfiziki.shtml.

19. Barthes R. S/Z An Essay, Transl. Richard Miller. New York: Hill and Wang, 1974. 271 p.

20. Barthes R. Trans. Stephen Heath. The Death of the Author. The Norton Anthology of Theory and Criticism. Ed. Vincent B. Leitch. New York: W. W. Norton & Company, 2001. 1472 p.

21. Binet Laurent. Qui a tué Roland Barthes? La septième fonction du language. Grasset, 2015. Р. 313–315.

22. De Marco Donald. Quintessence of dust // The Catholic Faith, January/February 2002 issue of postmedieval: a journal of medieval cultural studies.Available at: www.palgrave-journals.com.

23. Durkheim E. The Rules of Sociological Method // The free press. New York; London; Toronto; Sydney. 1982. 264 c. Available at: http://comparsociology. com/wp-content/uploads/2013/02/Emile-Durkheim-Rules-of-SociologicalMethod-1982.pdf.

24. Huth A. G., de Heer W. A., Griffiths T. L., Theunissen F. E., & Gallant J. L. Semantic information in natural narrative speech is represented in complex maps that tile human cerebral cortex. Nature, 2016. Р. 453.

25. Lodge David. The Campus Trilogy (Changing Places, Small World, Nice Work). London: Vintage Books, 2011. 890 p.

26. Manolache V. Philosophical-Political Hecate-Isms: The Rule of Three. Cambridge Scholars Publishing; 1st Unabridged edition, 215 p.

27. Online Etymology Dictionary. Available at: http://www.etymonline. com/index.php? term=human.

28. Reynolds E. Da Vinci’s iconic Vitruvian Man 'was copied from a fellow Renaissance architect’. Mail Online. Available at: http://www.dailymail. co.uk/news/article-2094647/Leonardo-da-Vincis-Vitruvian-Man-copied-GiacomoAndrea-da-Ferrara.html.

29. Shakespeare W. Hamlet // Shakespeare W. The Complete works / Ed.by W. J. Craig. London: Henry Pordes, 1990. P. 955.

30. Stanford Humanities Center. Available at: http://shc.stanford.edu/what-are-the-humanities.


Для цитирования:


Белозерова Н.Н. ПЕРИПЕТИИ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. Образование и наука. 2016;(9):166-181. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-166-181

For citation:


Belozerova N.N. THE VICISSITUDES OF THE HUMANITIES. The Education and science journal. 2016;(9):166-181. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-166-181

Просмотров: 288


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)