ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОБОРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-182-195
Аннотация
Методы. Работа проводилось с применением методов системного анализа, наблюдения, беседы, педагогического тестирования, анкетирования. Диагностика и оценивание личностных качеств студентов осуществлялись с помощью морфологического теста жизненных ценностей в модификации И. Г. Сенина, опросника «Потребность в достижении цели» в модификации Ю. М. Орлова. Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением методов статистической обработки эмпирических данных.
Результаты. Получены усредненные эмпирические значения уровня профессионально-патриотической воспитанности студентов оборонных специальностей технического университета, доказывающие эффективность выявленных организационно-педагогических условий профессионально-патриотического воспитания в техническом университете.
Научная новизна. Уточнено применительно к студентам – будущим специалистам оборонной отрасли – содержание понятия «профессионально-патриотическая воспитанность»: это интегративное качество личности, включающее когнитивный, эмоционально-ценностный и рационально-деятельностный компоненты. Выявлены организационно-педагогические условия профессионально-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей, объединенные в две группы: создание профессионально-ориентированной воспитывающей среды; обеспечение возможностей для активного участия студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет оценивать достигнутый уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов. Выявленный комплекс организационнопедагогических условий реализован в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей Ижевского государственного технического университета, Тульского государственного университета, Ковровской государственной технологической академии, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
Об авторе
Н. П. УстиноваРоссия
соискатель ученой степени кандидата наук кафедры профессиональной педагогики
Список литературы
1. Абдрашитова Т. А., Оспанова Я. Н. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан: методическое пособие. Астана: Агроиздат, 2009. 236 с.
2. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и самообразование. 2014. № 3 (41). С. 83–85.
3. Балыко С. В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах: монография. Калининград: БГАРФ. 2007. 112 с.
4. Великородная Л. А. Эстетико-педагогический потенциал русского музыкального наследия в патриотическом воспитании // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 8. С. 142–146.
5. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информационный бюллетень № 19 / под общ. ред. М. Б. Кусмарцева. Волгоград: Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, 2003.
6. Гладких В. В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: Военный авиационный инженерный университет. 2011. 115 с.
7. Ермоленко Н. В. О совершенствовании системы нравственно-патриотического воспитания // Материалы ежегодной региональной научно-практической конференции «Современный военный институт: проблемы и пути развития». Челябинск, 2004. С. 168–171.
8. Игошов Б. М., Середа В. А. Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. № 10. 2006. С. 112–113.
9. Козаев Р. Х. Спортивные традиции региона как средство патриотического воспитания школьников // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2. С. 150–151.
10. Козлова Н. В. Личностно-профессиональное становление: психологоакмеологический подход: монография. Томск: ТПУ, 2007. С. 20.
11. Козловская Т. В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов технических вузов // Гуманизация образования.2007. № 4. С. 46– 51.
12. Мельникова Л. А., Суслонов П. Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 101– 103.
13. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд., доп. Москва: ЭГВЕС, 2006. 488 с.
14. Новиков Д. А. Статистические методы и педагогические исследования (типовые случаи). Москва: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
15. Портал викторин [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://1001viktorina.ru/gopool/ (дата обращения 15.03.2016).
16. Ружа В. А. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия патриотизм // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru (дата обращения 14.03.2016).
17. Салихов Д. Х. Модель патриотического воспитания студентов вузов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2008. № 7. С. 137–149.
18. Самтонов С. Н. Современные тенденции развития системы патриотического воспитания Российской молодежи (этнопедагогический аспект) //Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. 2007. Вып. 4. С. 206–207.
19. Тимченко В. П., Деусов М. В. Современные методы подготовки специалистов радиотехнического профиля // Морской сборник. 2006. № 9.С. 29–33.
20. Устинова Н. П. Формирование патриотизма в процессе гражданскопатриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете // Известия ТуЛГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 4. С. 79–88.
21. Уткин В. Е. Военно-патриотическое воспитание в высшей военной школе: монография. Самара: Солдат Отечества, 2002. 132 с.
22. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учебно-методическое пособие. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.
23. Dotcenko I. G., Evtodieva T. E., Polynova L. V., Alontceva E. A. The Concept of Informal Learning in the Organization // IEJME-Mathematics Education.2016. № 11 (7). Р. 2626–2638.
Рецензия
Для цитирования:
Устинова Н.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОБОРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Образование и наука. 2016;(9):182-195. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-182-195
For citation:
Ustinova N.P. VOCATIONAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF DEFENSE SPECIALTIES AT A TECHNICAL UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(9):182-195. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-182-195