ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ОБОРОННЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-182-195
Resumen
Методы. Работа проводилось с применением методов системного анализа, наблюдения, беседы, педагогического тестирования, анкетирования. Диагностика и оценивание личностных качеств студентов осуществлялись с помощью морфологического теста жизненных ценностей в модификации И. Г. Сенина, опросника «Потребность в достижении цели» в модификации Ю. М. Орлова. Достоверность полученных результатов обеспечивалась применением методов статистической обработки эмпирических данных.
Результаты. Получены усредненные эмпирические значения уровня профессионально-патриотической воспитанности студентов оборонных специальностей технического университета, доказывающие эффективность выявленных организационно-педагогических условий профессионально-патриотического воспитания в техническом университете.
Научная новизна. Уточнено применительно к студентам – будущим специалистам оборонной отрасли – содержание понятия «профессионально-патриотическая воспитанность»: это интегративное качество личности, включающее когнитивный, эмоционально-ценностный и рационально-деятельностный компоненты. Выявлены организационно-педагогические условия профессионально-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей, объединенные в две группы: создание профессионально-ориентированной воспитывающей среды; обеспечение возможностей для активного участия студентов в учебно-профессиональной деятельности.
Практическая значимость. Разработанный критериально-оценочный аппарат позволяет оценивать достигнутый уровень профессионально-патриотической воспитанности студентов. Выявленный комплекс организационнопедагогических условий реализован в процессе гражданско-патриотического воспитания студентов оборонных специальностей Ижевского государственного технического университета, Тульского государственного университета, Ковровской государственной технологической академии, Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища.
Del autor
Н. УстиноваRussian Federation
Referencias
1. Абдрашитова Т. А., Оспанова Я. Н. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан: методическое пособие. Астана: Агроиздат, 2009. 236 с.
2. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и самообразование. 2014. № 3 (41). С. 83–85.
3. Балыко С. В. Развитие военно-профессионального патриотизма специалистов в морских вузах: монография. Калининград: БГАРФ. 2007. 112 с.
4. Великородная Л. А. Эстетико-педагогический потенциал русского музыкального наследия в патриотическом воспитании // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 8. С. 142–146.
5. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи Волгоградской области как приоритетное направление региональной молодежной политики. Информационный бюллетень № 19 / под общ. ред. М. Б. Кусмарцева. Волгоград: Волгоградский институт молодежной политики и социальной работы, 2003.
6. Гладких В. В. Теоретико-методологические основы гражданско-патриотического воспитания в поликультурной среде вуза: монография. Воронеж: Военный авиационный инженерный университет. 2011. 115 с.
7. Ермоленко Н. В. О совершенствовании системы нравственно-патриотического воспитания // Материалы ежегодной региональной научно-практической конференции «Современный военный институт: проблемы и пути развития». Челябинск, 2004. С. 168–171.
8. Игошов Б. М., Середа В. А. Педагогическая модель патриотического воспитания будущих учителей // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Педагогика. № 10. 2006. С. 112–113.
9. Козаев Р. Х. Спортивные традиции региона как средство патриотического воспитания школьников // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2. С. 150–151.
10. Козлова Н. В. Личностно-профессиональное становление: психологоакмеологический подход: монография. Томск: ТПУ, 2007. С. 20.
11. Козловская Т. В. Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания студентов технических вузов // Гуманизация образования.2007. № 4. С. 46– 51.
12. Мельникова Л. А., Суслонов П. Е. Профессиональный патриотизм как основа патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений МВД России // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 101– 103.
13. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд., доп. Москва: ЭГВЕС, 2006. 488 с.
14. Новиков Д. А. Статистические методы и педагогические исследования (типовые случаи). Москва: МЗ-Пресс, 2004. 67 с.
15. Портал викторин [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://1001viktorina.ru/gopool/ (дата обращения 15.03.2016).
16. Ружа В. А. Социокультурный подход как методологическая основа социологической интерпретации понятия патриотизм // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 5 (13) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: www.sisp.nkras.ru (дата обращения 14.03.2016).
17. Салихов Д. Х. Модель патриотического воспитания студентов вузов// Вестник Челябинского государственного педагогического университета.2008. № 7. С. 137–149.
18. Самтонов С. Н. Современные тенденции развития системы патриотического воспитания Российской молодежи (этнопедагогический аспект) //Молодежь в науке: проблемы, поиски, перспективы. 2007. Вып. 4. С. 206–207.
19. Тимченко В. П., Деусов М. В. Современные методы подготовки специалистов радиотехнического профиля // Морской сборник. 2006. № 9.С. 29–33.
20. Устинова Н. П. Формирование патриотизма в процессе гражданскопатриотического воспитания студентов оборонных специальностей в техническом университете // Известия ТуЛГУ. Серия: Гуманитарные науки. 2015. Вып. 4. С. 79–88.
21. Уткин В. Е. Военно-патриотическое воспитание в высшей военной школе: монография. Самара: Солдат Отечества, 2002. 132 с.
22. Черепанов В. С. Основы педагогической экспертизы: учебно-методическое пособие. Ижевск: ИжГТУ, 2006. 124 с.
23. Dotcenko I. G., Evtodieva T. E., Polynova L. V., Alontceva E. A. The Concept of Informal Learning in the Organization // IEJME-Mathematics Education.2016. № 11 (7). Р. 2626–2638.
Recensión
Para cita:
Ustinova N.P. VOCATIONAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS OF DEFENSE SPECIALTIES AT A TECHNICAL UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(9):182-195. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-9-182-195