Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ХОДЕ ФИЗИКO-ХИМИЧЕСКОГО ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-50-65

Texto completo:

Resumen

Аннотация. Цель работы: статья посвящена исследованию условий формирования в учебном процессе вуза важнейших компетенций, необходимых современному специалисту в продовольственной сфере для контроля качества продуктов питания и обеспечения продовольственной безопасности населения.

Методика. Организация рассматриваемого учебного процесса осуществлялась согласно профессионально-ориентированному подходу. Инновационный инструментарий лабораторного практикума создавался на основе междисциплинарного проектирования. Оценка сформированных в ходе практикума элементов компетенций проводилась по адаптированной к специфике контингента учащихся трехуровневой модели, базирующейся на известных в педагогике системах измерений достижений учащихся: таксономии Б. Блума, классификации В. П. Беспалько и др. Косвенная качественная оценка эффективности учебного процесса базировалась на опросах студентов, преподавателей специализированных (профессиональных) кафедр и на сравнительном анализе портфолио студентов.

Результаты и научная новизна. Выделен комплекс компетенций, развитию которых способствует лабораторный практикум по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. Определены связи этих компетенций с содержанием лабораторного практикума, предусматривающего использование электронных ресурсов, оптимизирующих трудоемкие рутинные операции эксперимента и облегчающих обработку его результатов. Проведена апробация лабораторных работ и оценка их эффективности в формировании различных общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Практическая значимость. Описанный опыт организации лабораторного практикума и разработки инновационных ресурсов учебного процесса могут быть использованы различными образовательными учреждениями системы высшего и среднего специального профессионального образования. 

De los autores

Наталия Стожко
Уральскмй государственный экономический университет, Екатеринбург
Russian Federation


Борис Бортник
Уральскмй государственный экономический университет, Екатеринбург
Russian Federation


Альбина Чернышева
Уральскмй государственный экономический университет, Екатеринбург
Russian Federation


Екатерина Подшивалова
Уральскмй государственный экономический университет, Екатеринбург
Russian Federation


Referencias

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. Москва, 1989. 192 с.

2. Вербицкий А. А. Контекстное обучение в компетентностном формате. Компетентностный подход как новая образовательная парадигма // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2011. Т. 6, № 4. С. 67–73.

3. Глазкова О. В. Развитие навыков исследовательской работы студентов на занятиях лабораторного практикума по общей химии // Интеграция образования. 2013. Т. 70, № 1. С. 44–46.

4. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Реализация компетентностного подхода в системе инновационного образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. Т. 4. С. 15–20.

5. Лайчук О. В., Николаева Л. А., Старкова Г. П. Российский и международный опыт интеграции образования в национальную инновационную систему (на основе практико-ориентированного подхода) // European social science journal. 2013. Т. 35, № 7. С. 80–88.

6. Лебедев О. Е. Образованность учащихся как цель образования и образовательный результат // Контроль качества и оценка в образовании: мате- риалы Международной конференции. С.-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. С. 113–129.

7. Максимова В. Н. Акмеологические технологии обучения в школе – учителю // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2010. № 2 (4). С. 5–10. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskie-tehnologii-obucheniya-v-shkole-uchitelyu (да- та обращения 10.11.2015).

8. Симонов В. П. Педагогическая диагностика в образовательных системах Москва, 2010. 264 с.

9. Стожко Д. К. Труд в экономике информационного общества: институциональный анализ. Екатеринбург, 2015. 288 с.

10. Тесленко В. И. Технология составления педагогического теста // Сибирский научно-методический журнал. 1999. № 1. С. 85–92.

11. Якимова З. В., Николаева В. И. Классификации и инструменты оценки компетенций: сравнительный анализ профессиональной среды и вуза. // Управление экономическими системами.. 2012. Т. 45. № 9. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://uecs.ru/logistika/item/1562–2012–09–26–11–36–01 (дата обращения: 06.03.2015).

12. Anderson M. Russians succeed with project-based learning. Available at: http://akkadium.com/russian-breakthrough-project-based-learning/ (дата обращения: 05.02.2016).

13. Ball D. L., Thames M. H., Phelps G. Content Knowledge for Teaching What Makes It Special? // Journal of Teacher Education. 2008. Vol. 59 (5). P. 389–407.

14. Barth M., Godemann J., Rieckmann M., Stoltenberg U. Developing key competencies for sustainable development in higher education // International Journal of Sustainability in Higher Education. 2007. Vol. 8 (4). P. 416–430.

15. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. (eds) Taxonomy of Educational Objectives. The Classification of Educational Goals. Handbook 1: Cognitive Domain. Longmans, Green & Co. Ltd, London, 1956.

16. Irina P. Systematic approach to the creation of training and methodological support of educational process in a technical university: Theory and practice // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27 (7). P. 835–839.

17. Lester S. Professional standards, competence and capability // Higher Education, Skills and Work-based Learning. 2014. Vol. 27 (7). P. 31–43.

18. Stozhko N. Y., Tchernysheva A. V, Mironova L. I. Computer assisted learning system for studying analytical chemistry // Chemistry: Bulgarian Journal of Science Education. 2014. Vol. 23 (4). P. 607–613.

19. Stozhko N., Bortnik B., Mironova L., Tchernysheva A., Podshivalova E. Interdisciplinary project-based learning: technology for improving student cognition // Research in Learning Technology. 2015. Vol. 23: 27577. Available at: http://dx.doi.org/10.3402/rlt.v23.27577 (дата обращения: 28.11.2015)

20. Vob M., Lautner H. Practice-oriented engineering design education – An institutional comparison // Proceedings of the 15th International Conference on Engineering and Product Design Education: Design Education – Growing Our Future, EPDE 2013, Dublin, Ireland, 5–6 September 2013, Code1016062013. P. 234–239.

21. Winther E., Klotz V. K. Spezifika der beruflichen Kompetenzdiagnostik – Inhalte und Methodologie // Zeitschrift fur Erziehungswissenschaft. 2014. Vol. 17 (1 SUPPL). P. 9–32.


Recensión

Para cita:


Stozhko N.Yu., Bortnik B.I., Tchernysheva A.V., Podshivalova E.M. FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE COURSE OF PHYSICO-CHEMICAL LABORATORY WORKSHOP IN ECONOMIC UNIVERSITY. The Education and science journal. 2016;(10):50-65. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-50-65

Número de consultas: 1371


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)