Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 10 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

11-38 1108
Аннотация

Аннотация. Цель статьи – выявление факторов, определяющих результаты Единого государственного экзамена в регионах Российской Федерации, на примере экзамена по математике в 2013 г.

Методология и методика исследования. В ходе изучения результатов ЕГЭ применялась методология комплексного исследования, включающая методы сравнительного и статистического анализа данных, публикуемых по итогам экзамена Федеральным центром тестирования и Федеральным институтом педагогических измерений.

Результаты и их научная новизна. Установлено, что результаты ЕГЭ в регионах зависят не столько от уровня подготовки школьников, сколько от качества контрольно-измерительных материалов и дисциплины проведения испытаний на местах.

Практическая значимость. Авторы полагают, что выводы данного исследования будут способствовать совершенствованию методики и технологии проведения ЕГЭ. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

39-50 1325
Аннотация

Аннотация. Публикация посвящена обзору и анализу влияния современных глобализационных процессов на систему профессиональной подготовки.

Цели изложенной в статье работы – выявить основные проблемы, с которыми сталкивается образовательная сфера в связи с нарастающими тенденциями глобализации, и обозначить пути международного сотрудничества в области высшего образования.

Методология и методики. Основные методы исследования – проблемный и сравнительный анализ, эмпирическое наблюдение и систематизация данных. Методологической базой изучения рассматриваемых проблем послужили научные работы о теории интеграции, концепции глобального образования, культуре межнационального общения.

Результаты и научная новизна. Вскрыта сущность феномена глобализации. Описаны причины трансформации национальных систем образования под влиянием глобализационных процессов, проанализированы тенденции и сферы этого влияния. Обобщен мировой опыт решения возникающих проблем в связи с глобализацией рынка образовательных услуг и общим кризисом образования. Рассмотрены особенности развития профессионального обучения в ситуации взаимодействия культур и указаны формы и возможности международного сотрудничества в области высшего образования на основе интеграции национальных и международных достижений.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны исследователям, занимающимся изучением аспектов глобализации мирового экономического пространства, а также специалистам управления образованием при разработке стратегий развития образовательных структур и отдельных организаций.

50-65 1358
Аннотация

Аннотация. Цель работы: статья посвящена исследованию условий формирования в учебном процессе вуза важнейших компетенций, необходимых современному специалисту в продовольственной сфере для контроля качества продуктов питания и обеспечения продовольственной безопасности населения.

Методика. Организация рассматриваемого учебного процесса осуществлялась согласно профессионально-ориентированному подходу. Инновационный инструментарий лабораторного практикума создавался на основе междисциплинарного проектирования. Оценка сформированных в ходе практикума элементов компетенций проводилась по адаптированной к специфике контингента учащихся трехуровневой модели, базирующейся на известных в педагогике системах измерений достижений учащихся: таксономии Б. Блума, классификации В. П. Беспалько и др. Косвенная качественная оценка эффективности учебного процесса базировалась на опросах студентов, преподавателей специализированных (профессиональных) кафедр и на сравнительном анализе портфолио студентов.

Результаты и научная новизна. Выделен комплекс компетенций, развитию которых способствует лабораторный практикум по аналитической химии и физико-химическим методам анализа. Определены связи этих компетенций с содержанием лабораторного практикума, предусматривающего использование электронных ресурсов, оптимизирующих трудоемкие рутинные операции эксперимента и облегчающих обработку его результатов. Проведена апробация лабораторных работ и оценка их эффективности в формировании различных общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Практическая значимость. Описанный опыт организации лабораторного практикума и разработки инновационных ресурсов учебного процесса могут быть использованы различными образовательными учреждениями системы высшего и среднего специального профессионального образования. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

66-90 2033
Аннотация

Аннотация. Цель статьи – рассмотреть риски вовлечения молодежи в экстремистские сообщества путем психологического давления через сеть Интернет.

Методы. В качестве методов в работе были использованы теоретический анализ и метод моделирования.

Результаты. Интернет-пространство описано как среда и инструмент психологического воздействия на молодежь, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. Погруженность подростков, юношей и девушек в виртуальное пространство существенно преобразует формы их активности и, как следствие, трансформирует ведущую деятельность, что, в свою очередь, приводит к появлению совершенно иных психических новообразований. Выделены три основных эффекта контактов с Интернет – «эффект дрейфа целей», мифологичность и «эффект азарта»; показано их влияние на личность в каждом возрастном периоде. С учетом специфики мотивов выстраивания взаимодействия в виртуальном пространстве классифицированы основные типы поведенческих паттернов, которые демонстрирует молодежь в Интернет. Степень активности молодых людей в сети представлена с позиций комплексных стратегий поведения – блокирования информации, изменения дистанции, контроля, преобразования. Обозначены группы риска пользователей, наиболее восприимчивых к экстремистским манипуляциям. Систематизированы «зоны уязвимости» представителей каждой группы и описан пошаговый алгоритм вовлечения вербовщиками объектов своего воздействия в экстремистские сообщества.

Научная новизна работы заключается в обсуждении одной из наиболее острых проблем современности – изменившихся условий взросления и социализации подрастающего поколения, неотъемлемой частью существования которого является постоянное пребывание в сетевом виртуальном пространстве, где несформировавшаяся личность весьма уязвима перед воздействием экстремистского контента. Для предотвращения увеличившейся потенциальной угрозы вовлечения молодых людей в деструктивную, асоциальную и преступную деятельность авторы предлагают обратить пристальное внимание на объект целенаправленных атак экстремистских сообществ. Подробное изучение социально-психологических особенностей сетевого поведения молодежи, подверженной влиянию опасного контента, поможет своевременной профилактике экстремистских настроений в молодежной среде.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для выработки мер по эффективному предотвращению воздействия экстремистских групп на молодых пользователей сети Интернет. 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

91-106 1221
Аннотация

Аннотация. Цель статьи – выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на профессиональную самореализацию выпускников направления «Государственное и муниципальное управление».

Методология и методика исследования. Авторами был проведен опрос бакалавров и магистрантов, обучающихся в ведущих экономических вузах, а также молодых людей, уже освоивших образовательные программы указанного направления. В ходе анкетирования изучались желание и возможность выпускников работать по специальности, значимость полученного диплома, удовлетворенность качеством образования, отношение к различным аспектам построения учебного процесса и т. д. Для обработки результатов исследования использовались статистический метод, метод сравнительного анализа, индукция и обобщение.

Результаты. По итогам опроса определена доля выпускников направления «Государственное и муниципальное управление», работающих по специальности, мотивы поступления на соответствующую магистерскую программу, оценка выпускниками важности усвоенных в период обучения в бакалавриате знаний и наличия диплома при устройстве в органы государственной власти и местного самоуправления. На основании полученных данных был разработан комплекс мер по увеличению востребованности молодых специалистов в системе государственной и муниципальной службы, способствующий повышению эффективности вложений в подготовку управленческих кадров. Сделан вывод о решающей роли осознанного выбора профессии, индивидуального восприятия учебного процесса, качества преподавания и прикладной составляющей обучения.

Научная новизна. Систематизировав полученные по итогам анкетирования данные и сопоставив их с результатами проводимых ранее аналогичных опросов, авторы в соответствии с поставленной целью определили факторы, важные для успешного трудоустройства выпускников и практического применения приобретенных знаний и умений. Были установлены взаимосвязи между этими факторами.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования организации образовательного процесса, а также для разработки и дополнения образовательных программ специальностей направления «Государственное и муниципальное управление». 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

107-121 1115
Аннотация

Аннотация. Цель работы – показать возможности использования открытых данных в преподавании курсов программирования.

Методы и методики. Результаты внедрения представленной в публикации методики в процесс обучения программированию на первом курсе специальности «Программная инженерия» получены путем сравнительного исследования и проанализированы методами описательной статистики.

Результаты и научная новизна. Предложена методика использования открытых наборов данных при разработке тренировочных и контрольных заданий по программированию для студентов бакалавриата информационно-технологического профиля; приведены шаблоны типовых заданий.

Применение открытых данных в учебных целях – достаточно новое направление в образовании, позволяющее значительно улучшить качество подготовки специалиста в области компьютерных наук: приблизить учебные задачи к реальным; увеличить вариативность контрольных заданий; повысить мотивацию студентов. Однако наряду с позитивными характеристиками метода имеется ряд трудностей его внедрения в учебный процесс. Авторами сформулированы проблемы, возникающие при использовании открытых данных, и показаны возможные пути их решения.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют возможности дальнейшего расширения применения открытых данных в образовании. Описанный практический опыт обучения программированию может быть частично или полностью использован преподавателями других учебных курсов. 

121-132 1180
Аннотация

Аннотация. Цель статьи – показать возможности использования современных информационно-компьютерных технологий в процессе обучения английскому языку в профессиональных учебных заведениях. Дидактические функции данных технологий весьма широки: они позволяют получать информацию многоканально, что значительно увеличивает объем учебного материала и качество его усвоения будущими специалистами.

Методология. Основой описанного в публикации исследования модернизации образовательных программ на базе внедрения новых информационных компьютерных технологий стал компетентностный подход к организации и осуществлению учебного процесса.

Результаты. Описан опыт разработки инновационных методов и применения информационных технологий при подготовке специалистов международного уровня в Международном казахско-турецком университете им. Х. А. Ясави. Показано, что практико-ориентированное обучение английскому языку с привлечением коммуникационных электронных средств и компьютерных технологий не только преумножает знания и умения студентов, но и развивает у них особый стиль мышления, который поможет им при дальнейшей социально-профессиональной адаптации и гарантирует конкурентоспособность на рынке труда.

Научная новизна. Уточнено содержание информационно-коммуникативной компетенции, которая рассматривается авторами как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного профессионального межличностного и межкультурного взаимодействия. Коммуникативный профессиональный акт включает в себя анализ ситуации, формирование цели и операционного состава действия, реализацию плана или его коррекцию, а также оценку продуктивности. Таким образом, информационно-коммуникативная компетенция относительно использования английского языка – это способность успешно решать с его помощью практические профессиональные задачи.

Практическая значимость. Совершенствование методико-дидактического обеспечения образовательного процесса и профессионально-ориентированная языковая подготовка учащихся продиктованы объективной потребностью современного общества в специалистах, способных интегрироваться в мировое информационное пространство, и обусловлены тенденциями национальной образовательной политики, напрвленной на повышение качества профессиональной подготовки в высшей школе за счет стремительно развивающихся информационных ресурсов. 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

133-150 1121
Аннотация

Аннотация. Цель статьи – выявление педагогических условий подготовки студентов к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методология и методики исследования. В работе использовались теоретические методы (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, моделирование) и эмпирические методы (наблюдение за учебной деятельностью студентов, экспертная диагностика, изучение опыта работы).

Результаты и научная новизна. Структурированы компоненты готовности будущих педагогов к работе в системе дистанционного обучения, составлены качественные характеристики каждого из этих компонентов. Выделены уровни указанной готовности и обозначены условия ее развития. Предложена модель формирования знаний, умений и навыков студентов в области дистанционного образования учащихся с особыми потребностями.

Практическая значимость. Разработан и внедрен в учебный процесс вуза курс «Дистанционные образовательные технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». 

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

151-169 1185
Аннотация

Аннотация. Цель публикации – показать значимость создающейся в России системы религиозного образования Русской православной церкви как системы, формирующей мировоззрение конкретного человека и общества в целом. Актуальность обсуждаемой в статье темы обусловлена тем, что идеи, моральные идеалы и ценности, которые закладываются системой образования сейчас, через несколько лет воплотятся в конкретных делах и поступках.

Методы исследования – теоретический анализ научной литературы по рассматриваемой теме, ретроспективный и системный анализ, обобщение, опрос.

Результаты и научная новизна. Описана история зарождения, развития, упадка и последующего возрождения воскресных школ в России. Отмечена их положительная роль в современной российской системе религиозного образования и воспитания, прежде всего в формировании духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения, распространении и укреплении в социуме моральных норм.

Изложены основные направления учебно-воспитательной деятельности в современных воскресных школах и требования к личностным и предметным результатам обучения воспитанников школ. Данные требования установлены стандартом, утвержденным Священным Синодом Русской православной церкви на территории Российской Федерации.

Кратко представлена история распространения православия на Дальнем Востоке и развития Владивостокской епархии. На примере воскресной школы прихода храма Серафима Саровского Владивостокской епархии рассмотрены особенности организации современного религиозного образования и православного воспитания детей.

Практическая значимость работы. Деятельность воскресной школы показана как наиболее доступная и массовая форма изучения и сохранения православных традиций и духовных ценностей. 

КОНСУЛЬТАЦИИ

170-181 1147
Аннотация

Аннотация. Цель представленного в статье исследования – изучение ассортимента, технических характеристик, а также ценовых категорий микронаушников – приборов, предназначенных для упрощения учащимся сдачи экзаменов и искажающих таким образом показатели уровня знаний на контрольных мероприятиях.

Методика исследования. В качестве основного метода в работе использовалось формализованное интервью – беседа по детально разработанной программе, включающей в себя последовательную конструкцию из семнадцати закрытых и открытых вопросов, а также варианты возможных ответов на них.

Результаты исследования. С помощью средств мобильной связи были проинтервьюированы поставщики и продавцы микронаушников в сети Интернет. Кроме того, произведен анализ соответствующей информации, размещенной на форумах, в социальных сетях и пр. Статистический материал обработан, сведен в таблицы и наглядно отражен на диаграммах. Полученные данные позволяют оценить географию, спецификацию видов, техническое и ценовое разнообразие технических средств, применяющихся студентами для фальсификации результатов их обучения. Сделан вывод о том, что этот вид устройств на российском рынке стремительно распространяется и пользуется огромным спросом как у студентов, так и у школьников.

Научная новизна. Впервые изучены мнения поставщиков и продавцов относительно технических характеристик, вреда здоровью и доступности микронаушников для учащихся. Проанализирован ассортимент предложений и ценовой диапазон данных гаджетов.

Практическая значимость. Настоящее исследование может служить информативным базисом при разработке рекомендаций и методов борьбы со списыванием посредством электронных технических средств на различных этапах контроля знаний. Данные меры необходимы для выявления реального, а не фиктивного уровня знаний учащихся и повышения качества образования в вузах и школах. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)