ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КУРСЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА «ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ»


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-107-121

Полный текст:


Аннотация

Аннотация. Цель работы – показать возможности использования открытых данных в преподавании курсов программирования.

Методы и методики. Результаты внедрения представленной в публикации методики в процесс обучения программированию на первом курсе специальности «Программная инженерия» получены путем сравнительного исследования и проанализированы методами описательной статистики.

Результаты и научная новизна. Предложена методика использования открытых наборов данных при разработке тренировочных и контрольных заданий по программированию для студентов бакалавриата информационно-технологического профиля; приведены шаблоны типовых заданий.

Применение открытых данных в учебных целях – достаточно новое направление в образовании, позволяющее значительно улучшить качество подготовки специалиста в области компьютерных наук: приблизить учебные задачи к реальным; увеличить вариативность контрольных заданий; повысить мотивацию студентов. Однако наряду с позитивными характеристиками метода имеется ряд трудностей его внедрения в учебный процесс. Авторами сформулированы проблемы, возникающие при использовании открытых данных, и показаны возможные пути их решения.

Практическая значимость. Полученные в ходе исследования результаты демонстрируют возможности дальнейшего расширения применения открытых данных в образовании. Описанный практический опыт обучения программированию может быть частично или полностью использован преподавателями других учебных курсов. 


Об авторах

Ольга Вениаминовна Максименкова
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Россия

Международная научно-учебная лаборатория интеллектуальных систем и структурного анализа

младший научный сотрудник

департамент программной инженерии

факультет компьютерных наук

старший преподаватель 



Вадим Валериевич Подбельский
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Россия

департамент программной инженерии

факультет компьютерных наук 

доктор технических наук, профессор 



Список литературы

1. Open Knowledge project. The open definition [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://opendefinition.org (дата обращения: 8.01.2015).

2. Encheva S. Lecture notes in electrical engineering // Educational data mining for problem identification. 2014. Vol. 269. Р. 3491–3494.

3. Muna A. R., Atheer S. A. K., Hend S. A. K. Lecture notes in electrical engineering // Educational data mining: a systematic review of hte published literature 2006–2013. 2015. Vol. 285. Р. 711–720.

4. EdStats: Education Statistics [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://datatopics.worldbank.org/education/ (дата обращения: 10.02.2015).

5. Drupal Groups. Using open data in education [Электрон. ресурс]. 2011. Режим доступа: https://groups.drupal.org/using-open-data-education (дата обращения: 25.01.2015).

6. Ernst M. Teaching intro CS and programming by way of scientific data analysis [Электрон. ресурс] // PATRAT: program analysis, the practice and theory. Michael Enst’s technical blog: Режим доступа: http://programanalysis.blogspot.ru/2012/08/teaching-intro-cs-and-programming-by.html (дата обращения: 3.03.2015).

7. Jormanainen I., Sutinen E. Koli Calling’13 // An open approach for learning educational data mining. Koli. 2013. Р. 203–204.

8. Jo S., Ku J. O. Problem based learning using real-time data in science education for the gifted // Gifted education international. 2011. Vol. 27. Р. 263–273.

9. White S. Conceptual Structures for STEM data: Linked, Open, Rich and Personal // ICCS 2013. 2013. Р. 1–21.

10. Radchenko I., Sakoyan A. On Some Russian Educational Projects in Open Data and Data Journalism // Open Data for Education. Linked, Shared, and Reusable Data for Teaching and Learning. Springer International Publishing, 2016. Р. 153–165.

11. Maksimenkova O. V., Podbelskiy V. V. 10th International Conference on Computer Science & Education // On practice of using open data in construction of training and assessment tasks for programming courses. 2015. Р. 233–236.

12. Jackson D., Miller R. A new approach to teaching programming. 2009.

13. Vahrenhold J., Paul W. Developing and validating test items for first-year computer science courses // Computer science education. October 2014. Vol. 24. № 4. Р. 304–333.

14. Pendergast M. O. Teaching Introductury Programming to IS Students: Java Problems and Pitfalls // Journal of Information Techonology Education. 2006. Vol. 5. Р. 491–515.

15. Leutenegger S., Edgington J. A. 38th SIGCSE Technical Symposium on Computer Science Education, SIGCSE 2007 // A games first approach to teaching introductory programming. New York. 2007. Р. 115–118.

16. De Jonge E., van der Loo M. An introduction to data cleaning with R. Heerlen: Statistics Netherlands, 2013. 53 p.

17. Wichham H. Tidy Data // Journal of Statistical Software. 2014. Vol. 59. № 10.

18. What is R? [Электрон. ресурс] // The R Project for Statistical Computing. Режим доступа: https:/www.r-project.org/about.html (дата обращения: 09.12.2014).

19. Stevens S. S. On the Theory of Scales of Measurement // Science. 1946. Vol. 103. № 2684. Р. 677–680.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Максименкова О.В., Подбельский В.В. ПРАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ДАННЫХ В КУРСЕ «ПРОГРАММИРОВАНИЕ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА «ПРОГРАММНАЯ ИНЖЕНЕРИЯ». Образование и наука. 2016;(10):107-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-107-121

For citation: Maksimenkova O.V., Podbelskiy V.V. A PRACTICE OF OPEN DATA ADOPTION TO «PROGRAMMING» COURSE OF «SOFTWARE ENGINEERING» BACHELOR PROGRAM. The Education and science journal. 2016;(10):107-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-107-121

Просмотров: 234

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)