Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-133-150

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. Цель статьи – выявление педагогических условий подготовки студентов к дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методология и методики исследования. В работе использовались теоретические методы (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, моделирование) и эмпирические методы (наблюдение за учебной деятельностью студентов, экспертная диагностика, изучение опыта работы).

Результаты и научная новизна. Структурированы компоненты готовности будущих педагогов к работе в системе дистанционного обучения, составлены качественные характеристики каждого из этих компонентов. Выделены уровни указанной готовности и обозначены условия ее развития. Предложена модель формирования знаний, умений и навыков студентов в области дистанционного образования учащихся с особыми потребностями.

Практическая значимость. Разработан и внедрен в учебный процесс вуза курс «Дистанционные образовательные технологии при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья». 

Об авторах

Юлия Игоревна Маркелова
Кохомская коррекционная школа-интернат, Кохма
Россия
заместитель директора по дистанционному образованию


Алексей Александрович Малыгин
Ивановский государственный университет, Иваново
Россия

кафедра непрерывного психолого-педагогического образования

кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой 



Тамара Александровна Воронова
Ивановский государственный университет, Иваново
Россия

кафедра непрерывного психолого-педагогического образования 

кандидат педагогических наук, профессор 



Список литературы

1. Андреев А. А. Дистанционное обучение в системе непрерывного профессионального образования // Школьные технологии. 2001. № 4.

2. Брицкая Е. О. Диагностика готовности педагогов к дистанционному обучению детей с особыми образовательными потребностями // Человек и общество. 2013. № 3 (36).

3. Воронова Т. А. Формирование у студентов готовности к педагогическому самообразованию в условиях университета: дис.... канд. пед. наук. Ленинград, 1986.

4. Воронова Т. А., Маркелова Ю. И. Особенности проектирования со- держания учебного модуля «Технологии дистанционного образования» в системе вузовской подготовки педагогов // Образование в постиндустриальном обществе: аксиологические, историко-педагогические, теоретические и прикладные аспекты: материалы VII Всероссийских заочных педагогических чтений, посвященных памяти И. Я. Лернера. Владимир: ВлГУ, 2012. 362 с.

5. Дикалова М. В. Профессиональная готовность учителей к осуществлению дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 1.

6. Дурай-Новакова К. М. Основы и закономерности процесса формирования профессиональной готовности к педагогической деятельности: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 1983. 46 с.

7. Лещинский В. А. Подготовка преподавателя к реализации здоровьесберегающего образования в вузе в процессе повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2007. 202 с.

8. Маркелова Ю. И. Подготовка студентов к дистанционному обучению в магистратуре // Вестник государственного университета управления. 2013. № 15.

9. Минеева Л. Ю. Педагогические условия формирования у студентов университета готовности к проектированию здоровьесберегающего педагогического процесса: дис. … канд. пед. наук. Шуя, 2001. 238 с.

10. Печерская С. А. Теоретико-методологические основы готовности студентов к использованию информационных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Сочи, 2007. 40 с.

11. Федорова Г. А. Профессиональная подготовка учителей к реализации дистанционных образовательных технологий в современной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. № 1.

12. Barrett B. Using E-Learning as a Strategic Tool for Students with Disabilities. American Public University, 2011. Available at: https://wikieducator.org/images /9/98/PID_209.pdf.

13. Preece J. Online communities: Designing usability, supporting sociability. Chichester, England: John Wiley & Sons, 2000.

14. Oblinger D., Ruby L. Accessible technology; Opening doors for disabled students. Microsoft Corporation, 2004. Available at: http://www.nacubo.org /Business_Officer_Magazine/Magazine_Archives/January_2004/Accessible_Technology_Opening_Doors_for_Disabled_Students.html.

15. Brokop F. Accessibility to E-Learning for Persons With Disabilities: Strategies, Guidelines, and Standards. NorQuest College, 2008. Available at: https://www.norquest.ca/NorquestCollege/media/pdf/centres/learning/Accessibility-to-E-Learning-for-Persons-With-Disabilities-Strategies,-Guidelines-and-Standards.pdf.

16. Hathorn-Benatar M. Semaine du handicap: le e-learning, un outil efficace de sensibilisation des collaborateurs au handicap pour Micropole Institut. Micropole Institut, 2013. Available at: http://indicerh.com/316–987-semaine-duhandicap-le-e-learning-un-outil-efficace-de-sensibilisation-des-collaborateurs-auhandicap-pour-micropole-institut/.

17. Held W. Geschichte der Zusammenarbeit der Rechenzentren in Forschung und Lehre: Vom Anfang des Informationszeitalters in Deutschland; vom Betrieb der ersten Rechner bis zur heutigen Kommunikation und Informationsverarbeitung / hrsg. von Wilhelm Held. Münster: Monsenstein und Vannerdat, 2009. V. II. 433 S. (Wissenschaftliche Schriften der WWU Münster: Reihe XIX; Bd. 1).

18. Libert C., Egretau S. Les solutions e-learning pour renforcer la formation professionnelle et lutter contre le chomage en afrique et au moyen orient. Caterpillar inc., 2015. Available at: https://techniciansforafrica.caterpillaruniversity.com/les-solutions-e-learning-pour-renforcer-la-formation-professionnelle-etlutter-contre-le-chomage-en-afrique-et-au-moyen-orient/? lang=fr.

19. Tretyakova N. V., Ketrish E. V., Dorozhkin E. M., Permyakov O. M., Andryukhina T. V., Mantulenko V. V. Building of Projecting Competence Among Future Teachers in the Conditions of Introduction of Inclusive Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 8237–8251.

20. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Dorozhkin E. M., Komarova M. K. & Sukhanova E. I. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (15). Р. 8281–8292.


Для цитирования:


Маркелова Ю.И., Малыгин А.А., Воронова Т.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РАБОТЕ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Образование и наука. 2016;(10):133-150. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-133-150

For citation:


Markelova Y.I., Malygin A.A., Voronova T.A. FORMATION OF STUDENTS’ READINESS TO WORK IN THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING FOR DISABLED CHILDREN. The Education and science journal. 2016;(10):133-150. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-133-150

Просмотров: 302


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)