Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В СУБЪЕКТНОЙ ФИЛОСОФИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-93-106

Аннотация

На основе сравнительного анализа типов философствования в статье раскрываются преимущества субъектной философии, которая является наиболее адекватной универсальной сущности общественного человека и открывает перспективы для России как креативного общества культурной самодеятельности. Объектный принцип мышления ограничен «определением извне». В его логике люди низведены до частичек социальной машины, до объектов манипулирования. Отделение деятельности от самодеятельности, изменение объекта от «самоизменения» субъекта, исполнительских функций от нормотворческих порождает отчужденную практику, социальную ситуацию, в которой индивиды производят собственное бытие как чуждое себе «инобытие», как бытие иного против самих себя.

Субъектность есть такая форма социальной активности, которая характеризует лица и коллективы согласно их способностям к самоопределению, самоорганизации, самоуправлению, нормотворчеству; их реальным полномочиям, правам и обязанностям в области реализации социальных потребностей и целей; их действительной властью над стихийными силами природы и общества. Субъектная философия способствует тому, чтобы материальное производство стало лишь средством культивирования целостных и самодеятельных индивидов на основе фундаментализации образования и расцвета культуры. Накопление капиталов превращается в средство накопления культуры и роста креативности лиц.

Результаты предпринятого автором анализа и его выводы могут быть применены в разработке креативно-антропологических основ философии, педагогики, психологии, экономики иполитологии, а также в преподавании соответствующих дисциплин. 

Об авторе

С. З. Гончаров
Институт искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург.
Россия

доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета.



Список литературы

1. Библер В. Мышление как творчество. М., 1975.

2. Гегель Г. В. Ф.Феноменология духа // Соч.: в14т. М., 1959. Т 4.

3. Дзарасов С. С. Переосмысление социализма XXI века // Социализм 21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М.: Культур. революция, 2009.

4. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.

5. Любутин К. Н. Философия в современном мире // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1955. Т. 3.

7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1974. Т. 42.

8. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1969. Т. 46, ч. 2.

9. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1955. Т. 1.


Рецензия

Для цитирования:


Гончаров С.З. РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В СУБЪЕКТНОЙ ФИЛОСОФИИ. Образование и наука. 2012;(6):93-106. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-93-106

For citation:


Gontcharov S.Z. Russia needs the Subjective Philosophy. The Education and science journal. 2012;(6):93-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-93-106

Просмотров: 1196


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)