РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В СУБЪЕКТНОЙ ФИЛОСОФИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-93-106
Аннотация
На основе сравнительного анализа типов философствования в статье раскрываются преимущества субъектной философии, которая является наиболее адекватной универсальной сущности общественного человека и открывает перспективы для России как креативного общества культурной самодеятельности. Объектный принцип мышления ограничен «определением извне». В его логике люди низведены до частичек социальной машины, до объектов манипулирования. Отделение деятельности от самодеятельности, изменение объекта от «самоизменения» субъекта, исполнительских функций от нормотворческих порождает отчужденную практику, социальную ситуацию, в которой индивиды производят собственное бытие как чуждое себе «инобытие», как бытие иного против самих себя.
Субъектность есть такая форма социальной активности, которая характеризует лица и коллективы согласно их способностям к самоопределению, самоорганизации, самоуправлению, нормотворчеству; их реальным полномочиям, правам и обязанностям в области реализации социальных потребностей и целей; их действительной властью над стихийными силами природы и общества. Субъектная философия способствует тому, чтобы материальное производство стало лишь средством культивирования целостных и самодеятельных индивидов на основе фундаментализации образования и расцвета культуры. Накопление капиталов превращается в средство накопления культуры и роста креативности лиц.
Результаты предпринятого автором анализа и его выводы могут быть применены в разработке креативно-антропологических основ философии, педагогики, психологии, экономики иполитологии, а также в преподавании соответствующих дисциплин.
Об авторе
С. З. ГончаровРоссия
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и культурологии Института искусств Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Список литературы
1. Библер В. Мышление как творчество. М., 1975.
2. Гегель Г. В. Ф.Феноменология духа // Соч.: в14т. М., 1959. Т 4.
3. Дзарасов С. С. Переосмысление социализма XXI века // Социализм 21. 14 текстов постсоветской школы критического марксизма. М.: Культур. революция, 2009.
4. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М., 1968.
5. Любутин К. Н. Философия в современном мире // Двенадцать лекций по философии. Екатеринбург, 1996.
6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1955. Т. 3.
7. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1974. Т. 42.
8. Маркс К. Экономические рукописи 1857–1859 годов // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1969. Т. 46, ч. 2.
9. Энгельс Ф. Наброски к критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М., 1955. Т. 1.
Рецензия
Для цитирования:
Гончаров С.З. РОССИЯ НУЖДАЕТСЯ В СУБЪЕКТНОЙ ФИЛОСОФИИ. Образование и наука. 2012;(6):93-106. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-93-106
For citation:
Gontcharov S.Z. Russia needs the Subjective Philosophy. The Education and science journal. 2012;(6):93-106. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-93-106