Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-107-121

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. В статье рассмотрены взаимосвязи общества, образования и культуры. Используя методы сравнительно-сопоставительного анализа классических подходов к их описанию, автор приходит к выводу, что понимание природы социокультурных процессов наиболее полно может быть описано с позиций позна- вательных моделей постнеклассической науки, которые позволяют увидеть цивилизацию, культуру и образование в контексте единого движения, в целостном динамическом потоке социокультурогенеза.

В исследовании раскрыта диалектика социокультурных процессов с позиций системно-синергетического подхода, выявлена и обоснована опережающая роль образования в социокультурной динамике, показана неизбежность изменения его приоритетов в процессе восхождения цивилизации к устойчивому развитию и рождения новой метакультуры, которая носит название экологической.

Полученные автором результаты могут быть использованы в методологии педагогических исследований, проектировании и моделировании образовательного процесса, его содержания, технологий и организации. 

Об авторе

В. А. Игнатова
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры моделирования физических процессов Тюменского государственного университета



Список литературы

1. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., Данилюк А. Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. М.: РГПУ, 2004. 576 с.

2. Видт И. Е. Образование как феномен культуры. Тюмень: Печатник, 2006. 200 с.

3. Драч Г. В., Королев В. Н., Штомпель Л. А, Штомпель О. М. и др. Теория и история культуры. Ростов н/Д: Юж. федерал. ун-т, 2007. 384 с.

4. Загвязинский В. И. Реальный гуманизм и тенденции развития образования. // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2000. No 1 (3). С. 10–15.

5. Иванов С. А., Ворошилова Т. А. Современное экологическое образование: от экоцентризма к ноосферному мировоззрению // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. No 8. С. 53–65.

6. Игнатова В. А., Игнатов С. Б. Концепция устойчивого развития и новая стратегия экологического образования: региональный аспект // Вестн. Тюмен. гос. ун-та. 2011. No 9. С. 38–44.

7. Князева Е. Н. Синергетический вызов культуре // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 243–261.

8. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / под. ред. И. В. Мелик-Гайказян. М.: На- уч. мир, 2005. 256 с.

9. Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: МНЭПУ, 1998. 228 с.

10. Плотинский Ю. М. Модели социальных процессов. М.: МГУ, 2001. С. 32–91.

11. Стратегия образования в интересах устойчивого развития: материалы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. М., 2005. 75 с.

12. Черникова И. В., Черникова Д. В. Возможности социосинергетики в теоретических исследованиях социальности // Синергетическая парадигма: Социальная синергетика: сб. ст. / ред.-сост. О. Н. Астафьева, В. Г. Буданов. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 63–79.


Для цитирования:


Игнатова В.А. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Образование и наука. 2012;(6):107-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-107-121

For citation:


Ignatova V.A. Socio-Cultural Dynamics of Education in the Context of the Post-Non-Classical Science. The Education and science journal. 2012;(6):107-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-107-121

Просмотров: 603


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)