ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-122-135
Аннотация
В статье в очередной раз поднимается проблема низкого качества научно-педагогических исследований последнего времени. Автор, анализируя многочисленные публикации на эту тему, излагает собственную точку зрения на причины инертности развития современной отечественной педагогической науки. Ее кризис связан прежде всего с игнорированием усложнения миропонимания современного человека, изменений мировоззренческих позиций, а также с давно назревшей, но отвергаемой на практике необходимостью выработки новых методологических принципов и ценностно-целевых установок образования.
В основе конкретных форм и методов профессиональной деятельности субъектов педагогического процесса всегда лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Строение системы образования с точки зрения методико-педагогической и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения культуры соответствующей эпохи. Однако наша педагогика во многом осталась на позициях классической методологии Нового времени и не вписывается в парадигмы неклассической, а тем более постнеклассической науки. Демонстративное обращение к синергетике – попытка педагогики позиционировать себя в терминах постнеклассической науки – пока выглядит сомнительно.
Не настаивая на бесспорности своей позиции, автор статьи приглашает педагогов и специалистов сферы образования к научной дискуссии, которая, возможно, хотя бы отчасти будет способствовать решению существующих проблем.
Об авторе
В. Л. БенинРоссия
кандидат философских наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин, декан социально-гуманитарного факультета Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы
Список литературы
1. Копнин П. В. Логические основы науки. Киев, 1988. С. 31.
2. Наука прикладная [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http: //mirslovarei.com/content_psy/NAUKA-PRIKLADNAJA-38373.html (Дата обращения: 19.02.2012).
3. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая рос. энцикл. 2002. С. 186.
4. Потребитель нынче в дефиците? // Лит. газ.: [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lgz.ru article /1154
5. Смирнов И. П. Есть ли логика в педагогике? // Профессиональное образование. Столица. 2011. No 10. С. 48.
6. Ткаченко Е. В., Бухарова Г. Д. Педагогический поиск в области профессионально-педагогического образования (обзор диссертационных исследования за 1991–2007 гг.). 5-е изд., перераб., испр. и доп. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2008. С. 218–251.
7. Федорова М. А. Педагогическая синергетика как основа моделирования и реализации деятельности преподавателя высшей школы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08: Ставрополь, 2004.
8. Фельдштейн Д.И. Проблема качества психолого-педагогических диссертационных исследований и их соответствие современным научным знаниям и потребностям общества // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. No 5 (84). С. 3–27.
9. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические диссертационные исследования в системе организации современных научных знаний // Пед. журн. Башкортостана. 2011. No 3.
10. Философские концепции науки [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nauka-filosofia.info/p67aa1.html (Дата обращения: 26.11.2011).
11. Это миф, что в науку надо деньги давать... [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.opec.ru//Library/article.asp? d_no=5444&c_no=19 (Дата обращения: 19.02.2012).
12. Apple M. W. Cultural and Economic Reproduction in Education: Essays on Class, Ideology and the State. London, 1982.
Рецензия
Для цитирования:
Бенин В.Л. ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ. Образование и наука. 2012;(6):122-135. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-122-135
For citation:
Benin V.L. Pedagogy in the Era of the Post-Non-Classical Science. The Education and science journal. 2012;(6):122-135. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-122-135