ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145
Resumen
Введение. Организация и совершенствование педагогического сопровождения процесса самоопределения в сфере рабочих профессий является актуальной социокультурной проблемой в современном обществе, так как данное направление педагогической деятельности открывает широкие возможности для достижения высокого уровня развития личности, современного производства и социума в целом.
Цель представленного в статье исследования – разработка концепции педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий.
Методология и методы. Решение поставленной задачи и проверка исходных положений обеспечивались предварительным теоретическим анализом философской, психологической, социологической и педагогической литературы; комплексом диагностических, обсервационных, праксиметрических и таксономических методов; применялись пилотажный, констатирующий и формирующий виды эксперимента; для обработки экспериментальных данных использовались методы математической статистики.
Результаты и научная новизна. Была разработана и научно обоснована целостная система педагогического сопровождения учащихся старших классов, способствующая их сознательному профессиональному выбору в области рабочих специальностей. Выявлены и описаны структура, функции, закономерности, принципы, факторы и механизмы процесса профессионального самоопределения, обеспечивающие эффективность профориентационной работы. Проведенный эксперимент по внедрению в практику концептуальной модели сопровождения показал позитивную динамику показателей профессионального самоопределения школьников. Специально созданные культуросообразные педагогические условия повышают интерес учащихся к рабочим специальностям, стимулируют их творческую активность и рефлексию по поводу собственного профессионального будущего, положительно влияют на изменения ценностных ориентаций, оптимизируют процесс освоения выпускниками школ азов учебно-профессиональной деятельности, что является предпосылкой для дальнейшего успешного продолжения профессиональной подготовки и осознанного рационального построения карьеры.
Практическая значимость. Предлагаемая авторами концепция педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий может быть использована не только в средних общеобразовательных учреждениях, но и в учебных организациях профессиональной подготовки, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.
De los autores
В. КормаковаRussian Federation
Е. Мусаелян
Russian Federation
Д. Рузиева
Uzbekistan
Referencias
1. Газман О. С., Романов Л. И. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Москва: АПН СССР, 1989. С. 4–15.
2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Москва: Школа-Пресс, 1995. 383 с.
3. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика. Киров, 2006. 40 с.
4. Битянова М. Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 7–8.
5. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 30 июня – 1 июля 2008 г. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. 264 с.
6. Deci E. L., & Ryan R. M. The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. № 11. Р. 227–268.
7. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников. 2006. № 6. P. 87–98.
8. Поляков С. Д., Резник А. И., Морозова Г. В. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. Москва: Сентябрь, 1999. 144 с.
9. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 12. С. 10–15.
10. Кормакова В. Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий: монография. Белгород: Белгородский государственный университет, 2013. 355 с.
11. Кормакова В. Н. Образовательный аутсорсинг в системе управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий // Вестник АГУ. 2010. № 1. С. 78–83.
12. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – помощь – поддержка. Москва: Инноватор, 1996. С. 99.
13. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Проблема формирования готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 129–135.
14. Peel J., Spencer H. The evolution of a sociologist. New York, 1971. 163 p.
15. Crites J. O. Vocational Psychology. McGraw-Hill. London. 1978. 236 p.
16. Лаптева Н. П. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса: дань моде или осознанная необходимость? // Начальная школа До и После. 2005. № 6. С. 42–44.
17. Cialdini R. B. Influence: Science and practice (5th edition). New York: Harper Collins, 2008. 621 p.
18. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. Москва, 1995. Вып. 2. С. 67–103.
19. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Тамбов, 2007. С. 2–9.
Recensión
Para cita:
Kormakova V.N., Musaelian E.N., Ruziyeva D.I. PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN HIGH SCHOOL STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF–DETERMINATION. The Education and science journal. 2017;(4):130-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145