Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145

Аннотация

Введение. Организация и совершенствование педагогического сопровождения процесса самоопределения в сфере рабочих профессий является актуальной социокультурной проблемой в современном обществе, так как данное направление педагогической деятельности открывает широкие возможности для достижения высокого уровня развития личности, современного производства и социума в целом.

Цель представленного в статье исследования – разработка концепции педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий.

Методология и методы. Решение поставленной задачи и проверка исходных положений обеспечивались предварительным теоретическим анализом философской, психологической, социологической и педагогической литературы; комплексом диагностических, обсервационных, праксиметрических и таксономических методов; применялись пилотажный, констатирующий и формирующий виды эксперимента; для обработки экспериментальных данных использовались методы математической статистики.

Результаты и научная новизна. Была разработана и научно обоснована целостная система педагогического сопровождения учащихся старших классов, способствующая их сознательному профессиональному выбору в области рабочих специальностей. Выявлены и описаны структура, функции, закономерности, принципы, факторы и механизмы процесса профессионального самоопределения, обеспечивающие эффективность профориентационной работы. Проведенный эксперимент по внедрению в практику концептуальной модели сопровождения показал позитивную динамику показателей профессионального самоопределения школьников. Специально созданные культуросообразные педагогические условия повышают интерес учащихся к рабочим специальностям, стимулируют их творческую активность и рефлексию по поводу собственного профессионального будущего, положительно влияют на изменения ценностных ориентаций, оптимизируют процесс освоения выпускниками школ азов учебно-профессиональной деятельности, что является предпосылкой для дальнейшего успешного продолжения профессиональной подготовки и осознанного рационального построения карьеры.

Практическая значимость. Предлагаемая авторами концепция педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий может быть использована не только в средних общеобразовательных учреждениях, но и в учебных организациях профессиональной подготовки, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.

Об авторах

В. Н. Кормакова
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

профессор кафедры педагогики,

Белгород



Е. Н. Мусаелян
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
Россия

доцент кафедры иностранных языков,

Белгород



Д. И. Рузиева
Ташкентский государственный педагогический университет
Узбекистан

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики,

Ташкент



Список литературы

1. Газман О. С., Романов Л. И. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Москва: АПН СССР, 1989. С. 4–15.

2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Москва: Школа-Пресс, 1995. 383 с.

3. Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика. Киров, 2006. 40 с.

4. Битянова М. Р. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения // Директор школы. 1997. № 3. С. 7–8.

5. Митина Л. М. Профессиональное и личностное самоопределение молодежи: вчера, сегодня, завтра // Профессиональное и личностное самоопределение молодежи в период социально-экономической стабилизации России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Самара, 30 июня – 1 июля 2008 г. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2008. 264 с.

6. Deci E. L., & Ryan R. M. The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior // Psychological Inquiry. 2000. № 11. Р. 227–268.

7. Шакурова М. В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников. 2006. № 6. P. 87–98.

8. Поляков С. Д., Резник А. И., Морозова Г. В. и др. Управление развитием индивидуальности личности в учебном процессе. Москва: Сентябрь, 1999. 144 с.

9. Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 12. С. 10–15.

10. Кормакова В. Н. Самоопределение старшеклассников в сфере рабочих профессий: монография. Белгород: Белгородский государственный университет, 2013. 355 с.

11. Кормакова В. Н. Образовательный аутсорсинг в системе управления процессом самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий // Вестник АГУ. 2010. № 1. С. 78–83.

12. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса // Новые ценности образования: забота – помощь – поддержка. Москва: Инноватор, 1996. С. 99.

13. Чистякова С. Н., Родичев Н. Ф. Проблема формирования готовности подростков к проектированию образовательно-профессионального маршрута в контексте компетентностного подхода // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 129–135.

14. Peel J., Spencer H. The evolution of a sociologist. New York, 1971. 163 p.

15. Crites J. O. Vocational Psychology. McGraw-Hill. London. 1978. 236 p.

16. Лаптева Н. П. Психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса: дань моде или осознанная необходимость? // Начальная школа До и После. 2005. № 6. С. 42–44.

17. Cialdini R. B. Influence: Science and practice (5th edition). New York: Harper Collins, 2008. 621 p.

18. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. Москва, 1995. Вып. 2. С. 67–103.

19. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий. Тамбов, 2007. С. 2–9.


Рецензия

Для цитирования:


Кормакова В.Н., Мусаелян Е.Н., Рузиева Д.И. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ. Образование и наука. 2017;(4):130-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145

For citation:


Kormakova V.N., Musaelian E.N., Ruziyeva D.I. PEDAGOGICAL ASSISTANCE IN HIGH SCHOOL STUDENTS’ PROFESSIONAL SELF–DETERMINATION. The Education and science journal. 2017;(4):130-145. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-4-130-145

Просмотров: 2366


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)