ПРАКСИОЦЕНТРИЗМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА (продолжение)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-9-27
Аннотация
Цель изложенного в статье исследования заключается в выявлении праксиологических основ профессионального стандарта педагога посредством сопоставительного анализа его требований и фундаментальных идей праксиологии – общей теории успешной деятельности, разрабатываемой отечественными и зарубежными авторами и отраженной в монографических и диссертационных исследованиях.
Методология и методики исследования. Методологическую основу исследования составляют идеи системного, деятельностного и праксиологического подходов.
Результаты. Доказано, что педагогическая праксиология как наука и практика эффективной организации педагогической деятельности является новым действенным механизмом описания характеристик педагогической деятельности, формирования комплексного профессионального портрета педагога, который устанавливает рамки его компетенций, определяет структурированные требования к содержанию, условиям и качеству труда, квалификации и компетенциям в области профессиональной деятельности, обеспечивает необходимое соответствие осведомленности педагога предъявляемым к нему требованиям, характеризует способы оценки освоения компетенций учителей, способствует вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования, служит основой для выстраивания непрерывной траектории повышения уровня профессиональной подготовки каждого педагога.
Научная новизна. Исследовано содержание профессионального стандарта с позиций праксиологического подхода, выделены концептуальные идеи праксиологии, определяющие место и роль праксиоцентризма в профессиональном стандарте, предложены критерии и показатели оценки трудовой деятельности педагога с точки зрения ее эффективности и результативности.
Практическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в решение теоретических и практических проблем соотнесения существующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных стандартов. Это особенно важно для возможности утверждения и внедрения в педагогическую практику следующего поколения ФГОС, разрабатываемых на основе профессиональных стандартов.
Ключевые слова
Об авторах
Л. Ю. МонаховаРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и инженерной графики
В. С. Федотова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики
Список литературы
1. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология. Москва: Академия, 2005. 345 с.
2. Девятловский Д. Н., Игнатова В. В. Дефиниция понятия «Праксиолоческие умения будущего специалиста» // Фундаментальные исследования. 2012. № 6–3. С. 581–586.
3. Любогор О. В. Проблема анализа результативности педагогической деятельности в теории и практике (праксиологический подход) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2009. Апрель, ART 1321. Режим доступа: http://www.cmissia.org/offline/2009/1321.htm.
4. Любогор О. В. Праксиологический подход к анализу результативности педагогической деятельности: методологическое и психолого-педагогическое обоснование // Взаимосвязь педагогики и психологии в педагогическом исследовании: материалы форума молодых исследователей – участников научной олимпиады аспирантов и членов консорциума молодых исследователей в области педагогической науки Северо-Запада / сост. С. А. Писарева. С.-Петербург: ЛЕМА, 2010. С. 168–172.
5. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2. С. 27–31.
6. Рябуха Е. В. Реализация принципов педагогической праксиологии в моделировании учебного процесса // Среднее профессиональное образование. 2007. № 9. С. 63–64.
7. Уточкина Е. Ю. Праксиологический подход в формировании способности будущего учителя к профессионально-педагогической самооценке //Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3 С. 51–54.
8. Калугина Д. А. Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2013. № 6. С. 75–90. DOI:10.17853/1994-5639-2013-6-75-90.
9. Гаврилин Ю. В. Деятельность преподавателя – основа качества предоставляемой образовательной услуги // Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт: тезисы докладов 2-й Международной научно-методической конференции 20–22 апреля 1999 г. Новосибирск, 1999, с. 223.
10. Дука Н. А. Отражение праксиологических норм в профессиональном стандарте педагога // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 100–102.
11. Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. Москва, 1995.
12. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с.
13. Espinas A. Les origins de la Technologic. Revue philosophique. Paris, 1890.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл; Академия, 2005. 352 с.
15. Маралова Е. А. Методология и технология проблемно-центрированного построения образовательного процесса в системе непрерывного профессионального обучения педагогов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Т. 1, № 1 (1). С. 81–88.
Рецензия
Для цитирования:
Монахова Л.Ю., Федотова В.С. ПРАКСИОЦЕНТРИЗМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА (продолжение). Образование и наука. 2017;19(5):9-27. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-9-27
For citation:
Monakhova L.Yu., Fedotova V.S. PRAXIOCENTRALISM IN THE PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER (Continuation of the article). The Education and science journal. 2017;19(5):9-27. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-9-27