Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРАКСИОЦЕНТРИЗМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА (продолжение)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-9-27

Аннотация

Введение. Основная задача профессионального стандарта, систематизирующего трудовые функции педагога, состоит в описании не личностных качеств педагога, а процесса и результата его деятельности. Логика разработки профессионального стандарта предполагает анализ педагогической деятельности и оценивание ее результатов, которые должны обладать свойствами измеряемости и диагностируемости.
Цель изложенного в статье исследования заключается в выявлении праксиологических основ профессионального стандарта педагога посредством сопоставительного анализа его требований и фундаментальных идей праксиологии – общей теории успешной деятельности, разрабатываемой отечественными и зарубежными авторами и отраженной в монографических и диссертационных исследованиях.
Методология и методики исследования. Методологическую основу исследования составляют идеи системного, деятельностного и праксиологического подходов.
Результаты. Доказано, что педагогическая праксиология как наука и практика эффективной организации педагогической деятельности является новым действенным механизмом описания характеристик педагогической деятельности, формирования комплексного профессионального портрета педагога, который устанавливает рамки его компетенций, определяет структурированные требования к содержанию, условиям и качеству труда, квалификации и компетенциям в области  профессиональной деятельности, обеспечивает необходимое соответствие осведомленности педагога предъявляемым к нему требованиям, характеризует способы оценки освоения компетенций учителей, способствует вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования, служит основой для  выстраивания непрерывной траектории повышения уровня профессиональной подготовки каждого педагога.
Научная новизна. Исследовано содержание профессионального стандарта с позиций праксиологического подхода, выделены концептуальные идеи праксиологии, определяющие место и роль праксиоцентризма в профессиональном стандарте, предложены критерии и показатели оценки трудовой деятельности педагога с точки зрения ее эффективности и результативности.
Практическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в решение теоретических и практических проблем соотнесения существующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных стандартов. Это особенно важно для возможности утверждения и внедрения в педагогическую практику следующего поколения ФГОС, разрабатываемых на основе профессиональных стандартов.

Об авторах

Л. Ю. Монахова
Филиал Института управления образованием Российской академии образования, Военная академия связи им. С. М. Буденного
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и инженерной графики


В. С. Федотова
Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики


Список литературы

1. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксиология. Москва: Академия, 2005. 345 с.

2. Девятловский Д. Н., Игнатова В. В. Дефиниция понятия «Праксиолоческие умения будущего специалиста» // Фундаментальные исследования. 2012. № 6–3. С. 581–586.

3. Любогор О. В. Проблема анализа результативности педагогической деятельности в теории и практике (праксиологический подход) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2009. Апрель, ART 1321. Режим доступа: http://www.cmissia.org/offline/2009/1321.htm.

4. Любогор О. В. Праксиологический подход к анализу результативности педагогической деятельности: методологическое и психолого-педагогическое обоснование // Взаимосвязь педагогики и психологии в педагогическом исследовании: материалы форума молодых исследователей – участников научной олимпиады аспирантов и членов консорциума молодых исследователей в области педагогической науки Северо-Запада / сост. С. А. Писарева. С.-Петербург: ЛЕМА, 2010. С. 168–172.

5. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2. С. 27–31.

6. Рябуха Е. В. Реализация принципов педагогической праксиологии в моделировании учебного процесса // Среднее профессиональное образование. 2007. № 9. С. 63–64.

7. Уточкина Е. Ю. Праксиологический подход в формировании способности будущего учителя к профессионально-педагогической самооценке //Современные проблемы науки и образования. 2008. № 3 С. 51–54.

8. Калугина Д. А. Качество содержания, процесса и результата образования глазами студентов: результаты социологического исследования // Образование и наука. 2013. № 6. С. 75–90. DOI:10.17853/1994-5639-2013-6-75-90.

9. Гаврилин Ю. В. Деятельность преподавателя – основа качества предоставляемой образовательной услуги // Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт: тезисы докладов 2-й Международной научно-методической конференции 20–22 апреля 1999 г. Новосибирск, 1999, с. 223.

10. Дука Н. А. Отражение праксиологических норм в профессиональном стандарте педагога // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 3 (7). С. 100–102.

11. Щедровицкий Г. П. Исходные представления и категориальные средства теории деятельности // Щедровицкий Г. П. Избранные труды. Москва, 1995.

12. Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. Москва, 1975. 128 с.

13. Espinas A. Les origins de la Technologic. Revue philosophique. Paris, 1890.

14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Смысл; Академия, 2005. 352 с.

15. Маралова Е. А. Методология и технология проблемно-центрированного построения образовательного процесса в системе непрерывного профессионального обучения педагогов // Непрерывное образование: XXI век. 2013. Т. 1, № 1 (1). С. 81–88.


Рецензия

Для цитирования:


Монахова Л.Ю., Федотова В.С. ПРАКСИОЦЕНТРИЗМ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА (продолжение). Образование и наука. 2017;19(5):9-27. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-9-27

For citation:


Monakhova L.Yu., Fedotova V.S. PRAXIOCENTRALISM IN THE PROFESSIONAL STANDARD OF THE TEACHER (Continuation of the article). The Education and science journal. 2017;19(5):9-27. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-9-27

Просмотров: 863


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)