ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-35-44
Аннотация
В статье в контексте модернизации системы образования анализируются особенности формирования профессионально-нравственной устойчивости будущего специалиста. Определены сущность, компоненты, критерии иуровни названного качества, а также показаны перспективы его развития в процессе профессионального обучения.
Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное свойство и внутренняя характеристика профессионализма, обеспечивающая самореализацию личности будущего специалиста в предстоящей профессиональной деятельности.
В соответствии с положениями теории деятельности и развития личности выделена структура профессионально-нравственной устойчивости, включающая когнитивно-познавательный, эмоционально-нравственный, мотивационно-стимулирующий и деятельностно-практический компоненты.
Итоги теоретического исследования и интерпретация данных констатирующего эксперимента позволили определить педагогические условия, значительно повышающие эффективность формирования профессионально-нравственной устойчивости. На основе ведущих положений субъектно-деятельностного, личностно-ориентированного, акмеологического и культурологического подходов была сконструирована продуктивная модель формирования рассматриваемого качества.
К результатам исследования относится разработка информационно- дидактического обеспечения технологии: программы для преподавателей «Введение в профессиональное обучение» и программы факультативного курса для студентов «Развитие нравственных качеств в профессиональной подготовке будущих специалистов».
Об авторе
И. Б. СвеженцеваРоссия
соискатель кафедры педагогики психологического факультета Белгородского государственного университета
Список литературы
1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Кн. 1: Концептуальные основы психологии здоровья. СПб., 2006.
2. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Новая шк., 2000. С. 37.
3. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия, 2004.
4. Креч Д., Кратчфилд Р., Ливсон Н. Элементы психологии. М., 2000.
5. Кузьменко Е. В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста: дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 169 с.
6. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. М., 2010. 304 с.
7. Лушников И. Д. В поисках педагогических истин. М.; Вологда, 2006.
8. Немов Р. С. Общие основы психологии. Кн. 1. 4-е изд. М.: Владос, 2003.
9. Пеньков В. Е. Формирование профессионально-личностной устойчивости будущего учителя в процессе обучения в вузе: авто- реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 24 с.
10. Сироткин Л. Ю. Формирование личности: проблема устойчивости. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1999. 176 с.
11. Современные проблемы профессионального образования: сб. лекций для системы дополнительного педагогического образования / под ред. П. Е. Решетникова, Н. С. Сердюковой. Белгород: Белгородский РИПКППС, 2006. 244 с.
12. Чудновский В. Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. No 2. С. 82–89.
13. Lauster P. Lebenskunst. Wege zur inneren Freiheit. Eccon – Verl. Düsseldorf; Wien; N. Y., 2002.
Рецензия
Для цитирования:
Свеженцева И.Б. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- НРАВСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2012;1(7):35-44. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-35-44
For citation:
Svezhentseva I.B. Professional and Moral Stability Development of Prospective Specialists in the Context of Educational Modernization. The Education and science journal. 2012;1(7):35-44. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-35-44