Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-120-137

Аннотация

Введение. В связи со становлением Национальной системы квалификаций РФ, введением федеральных государственных образовательных стандартов нового, третьего поколения и переходом профессионального образования на соответствующую им модульно-компетентностную модель организации обучения актуализировались поиск унифицированного инструментария измерения компетенций выпускников учреждений профессиональной подготовки и выявление механизмов соотношения этих компетенций с требованиями профессиональных стандартов, предъявляемыми к работникам различных уровней. Цель статьи заключается в обосновании содержания, структуры и технологий компетентностно-ориентированного оценивания как совокупности взаимосвязанных видов деятельности и регламентированных процедур, выполняемых на основе стандартизированных оценочных материалов межпредметного характера. Методология и методы. Исследование базируется на системно-деятельностном и компетентностно-ориентированном подходах. В процессе работы применялись методы анализа, систематизации и обобщения. Результаты. Обосновано место компетенций в составе результатов освоения программ профессионального образования. С критических позиций рассмотрены типичные некорректные методические решения, которые распространены в современной педагогической практике компетентностно-ориентированного оценивания. Описаны содержание и организационная структура процесса такого оценивания. Научная новизна. Понятийный аппарат проблемы компетентностно-ориентированного оценивания дополнен категорией «субкомпетенция» - составляющей компетенции, которая сохраняет все ее свойства, соотносимые с деятельностью человека. Обоснованы факторы выбора объектов и способов оценивания при идентификации профессиональных компетенций. Практическая значимость. Результаты работы, изложенной в публикации, могут быть использованы специалистами, занимающимися разработкой оценочных процедур результатов профессиональной подготовки, методистами и преподавателями вузов и колледжей, институтов повышения квалификации и центров независимой оценки квалификаций для организации экспертизы профессиональных компетенций и квалификаций.

Об авторе

С. А. Ефимова
Центр профессионального образования Самарской области
Россия
кандидат педагогических наук, директор


Список литературы

1. Ефимова С. А. Проблемы компетентностно-ориентированного оценивания прикладных квалификаций//Образование и наука. 2017. Т. 19, № 5. С. 120-137

2. Жукова Н. М. Предметные компетенции: проблемы проектирования//Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Теория и методика профессионального образования. Вып. 6/1 (31). 2008. С. 19-23.

3. Жукова Н. М., Кубрушко П. Ф., Шингарева М. В. Механизм проектирования компетентностно-ориентированных задач по учебным дисциплинам и условия его реализации в вузах//Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 68-79 DOI: 10.17853/1994-5639-2015-1-68-79

4. Прахова М. Ю., Заиченко Н. В., Краснов А. Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций//Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 21-28.

5. Дудырев Ф. Ф. Реализация ФГОС СПО в профессиональных образовательных организациях//Мониторинг экономики образования. Информационный бюллетень. 2015. № 11. С. 73-82.

6. Вербицкий А. А., Ильязова М. Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. Москва: Логос, 2011. 288 с.

7. Шадриков В. Д., Кургинян С. С. Парциальность рефлексии деятельности//Акмеология. 2015. Т. 64. № 2. С. 68-83.

8. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. Сертификация квалификаций: основные принципы и процедуры. Москва: АНО Центр ИРПО, 2011. 68 с.

9. Артамонова Е. В., Галиахметова А. Т. Контроль и оценка качества профессионального образования: отечественный и зарубежный опыт//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 68-71.

10. Cedefop. The dynamics of qualifications: defining and renewing occupational and educational standards (Cedefop panorama series). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities, 2009 . Available at: http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/5195. (Accessed 21.12.2016)

11. Eurypedia//European encyclopaedia on national education systems . Available at: https://webgate.ec.europa.eu/fpfis/mwi-kis/eurydice/index.php? title=Home (Accessed 21.12.2016)

12. South East European educational cooperation network Available at: http://www.seeeducoop.net/(Accessed 21.12.2016)

13. OECD//Reviews of vocational education and training: learning for jobs . Available at: http://www.oecd.org/edu/highereducationanda-dultlearning/oecdreviewsofvocationaleducationandtraining-learningforjobs.htm (Accessed 21.12.2016)

14. Летова Л. В. Объективные измерения и моделирование латентных величин в образовании//Образование и наука. 2013. № 8. С. 76-87. DOI: 10.17853/1994-5639-2013-8-76-88.

15. Ефимова С. А., Посталюк Н. Ю Разработка контрольно-измерительных материалов для оценки компетентностных образовательных результатов в системе довузовского профессионального образования. Самара: ЦПО, 2011. 168 с.

16. Ефимова С. А., Посталюк Н. Ю. Практическое руководство по разработке оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по профессиональным модулям программ среднего профессионального образования. Самара: ЦПО, 2014. 180 с.

17. Савина Н. М. Инновационные компетентностно-ориентированные педагогические технологии в профессиональном образовании//Среднее профессиональное образование. 2008. № 4. С. 2-4.

18. Седых А. Б. Вклад Дж. Л. Холланда в психологию профессий и карьеры//Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4. С. 50-67.

19. Блинов В. И., Батрова О. Ф., Есенина Е. Ю., Факторович А. А. Концепция оценивания квалификаций//Образование и наука. 2012. № 10. С. 46-67.

20. Филипьева С. В., Пастор Н. Г., Хитов А. А. Определение уровней освоения профессиональных и общих компетенций в соответствии с ФГОС нового поколения//Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. 1 (5). С. 101-105.

21. Deissinger T., Hellwig S. Structures and Functions of Competence-based Education and Training: A Comparative Perspective. Mannheim: InWEnt Capacity Building International, Germany, 2005 . Available at: http://kops.uni-konstanz.de/bitstream/handle/123456789/12147/Structu-res_and_Functions_of_Competence_based.pdf? sequence=1 (Accessed 21.12.2016)


Рецензия

Для цитирования:


Ефимова С.А. ПРОБЛЕМЫ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОЦЕНИВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ. Образование и наука. 2017;19(5):120-137. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-120-137

For citation:


Efimova S.A. PROBLEMS OF COMPETENCY-BASED ASSESSMENT OF APPLIED QUALIFICATIONS. The Education and science journal. 2017;19(5):120-137. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-5-120-137

Просмотров: 1019


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)