Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 10–12 ЛЕТ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены взгляды различных авторов на проблему трансформации процесса развития детей. Показаны изменения возрастных границ и структуры детства, а также причины данных изменений. Описан кризис детства и определено его место в развитии ребенка. Подчеркивается явный разлад между миром взрослых и миром детей: взрослые не только стали меньше заниматься детьми, но и утратили четкость позиции в отношениях с ними, ясность и конкретность своих требований к ним. Родители и учителя часто проявляют беспомощность, демонстрируют отрешенность, что, само собой, преломляется в сознании детей, в их восприятии старших. Следствием становится потеря растущими людьми чувства ответственности, инфантилизм, эгоизм, духовная опустошенность.

Автором проведен сравнительный анализ возрастных особенностей учащихся среднего звена общеобразовательной школы, представленных в классической психологии и существующих в современной реальности. Выделены три стадии развития подростка 10–12 лет: «локально-капризная», «правозначимая», «утверждающе-действенная». Обозначены тенденции формирования личности сегодняшнего школьника, перечислены внешние и внутренние факторы, обусловливающие это формирование. В частности, говорится о фундаментальных социально-экономических переменах, стремительном распространении массмедиа и компьютерных технологий, низком уровне родительской мотивации, смене ценностно- нормативной системы (социальной аномии) и др.

Обосновывается необходимость создания социально-педагогических условий, соответствующих возрастным особенностям современных школьников. 

Об авторе

Б. Б. Бадмаева
МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа No 4», пос. Агинское (Забайкальский край)
Россия

аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского, педагог-психолог МОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа No 4», пос. Агинское (Забайкальский край)



Список литературы

1. Асмолов А.Г. Детство как социокультурный феномен // Образоват. политика. 2010. No 5–6. 144 с.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В.Возрастная психология: учеб. пособие для вузов. М.: Академ. проект, 2008. 668 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. вузов. 7-е изд., стереотип. М.: Академия, 2002. 456 с.

4. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. учеб. пособие. М.: Пед. о-во России, 2000. 448 с.

5. Фельдштейн Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1999. 672 с.

6. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2010. No 5. С. 3–15.

7. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва; Воронеж: Ин-т практ. пси- хологии; Модэк, 1995. 416 с.


Для цитирования:


Бадмаева Б.Б. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ 10–12 ЛЕТ. Образование и наука. 2012;1(7):45-53. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-

For citation:


Badmayeva B.B. The Age Peculiarities of 10 to 12 Year-Old School-children. The Education and science journal. 2012;1(7):45-53. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-

Просмотров: 1212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)