ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ВЫБРАВШИХ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-157-174

Полный текст:


Аннотация

Цель изложенного в статье исследования – изучить степень выраженности двигательных, интеллектуальных способностей и мотивации к двигательной активности студентов, занимающихся физкультурой в группах разных спортивных специализаций.

Методология и методы исследования. В ходе эксперимента двигательные способности учащихся изучались посредством измерения силы, силовой выносливости, скоростно-силовой способности, скоростной способности и общей выносливости. Оценка общего интеллекта (ОИ) производилась посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой. Формально-динамические свойства индивидуальности исследовались с использованием методики ОФДСИ (опросника формально-динамических свойств индивидуальности) М. Русалова. Уровень мотивации реализации двигательной активности определялся на основе авторского опросника. Метод статистической обработки информации позволил выявить корреляционные связи между двигательными способностями и ОИ студентов-первокурсников.

Результаты. Установлены статистически значимые различия в проявлении индивидуальных особенностей студентов-первокурсников, выбравших для занятий физкультурой разные виды двигательной активности. Студенты, отдавшие предпочтение настольному теннису, уступают учащимся, занимающимся борьбой, в проявлении определенных (силовых) двигательных способностей и мотивации к двигательной активности, но в то же время показывают сравнительно более высокие показатели определенных интеллектуальных способностей. Для играющих в настольный теннис характерны формальнодинамические свойства индивидуальности, отражающие меньшую психомоторную активность (интегральный показатель ИПА – индекс психомоторной активности), в сравнении с учащимися, предпочитающими борьбу. Представленный материал дает основание утверждать, что спортивно-ориентированный подход имеет опреопределенный потенциал в аспекте повышения эффективности физического воспитания учащихся, различающихся индивидуальными особенностями возрастного развития.

Научная новизна. Экспериментальным путем впервые получены научные данные о выраженных различиях в мотивации к двигательной активности, проявлении двигательных и интеллектуальных способностей, а также формально-динамических свойств личности студентов, выбравших для занятий физическим воспитанием разные виды двигательной активности.

Практическая значимость. Результаты настоящего исследования служат научным обоснованием внедрения дифференцированного и спортивно-ориентированного подходов в образовательные курсы физического воспитания с учетом индивидуальных особенностей возрастного развития обучающихся. 


Об авторе

Е. М. Ревенко
Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физвоспитания,

Омск 



Список литературы

1. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И., Прогонюк Л. Н., Мустафина Л. Н., Стрельцова Н. Я. Новые векторы модернизации систем массового физического воспитания детей и подростков общеобразовательной школы // Теория и практика физической культуры. 2003. № 4. С. 56–59.

2. Лубышева Л. И. Спортизация образования от научной идеи к инновационной практике // Научно-педагогические школы в сфере спорта и физического воспитания: материалы I Всероссийской научно-практической конференции. Москва: РГУФКСМиТ, 2016. С. 32–42.

3. Пасек М., Михайловска-Савчин М., Новак-Залеска А. Посещаемость занятий по физическому воспитанию и ее связь с отношением к физкультуре и отдельными биологическими и социальными факторами с учетом проведения занятий в полевых условиях и школьных залах // Теория и практика физической культуры. 2014. № 8. С. 44–48.

4. Спирин В. К., Кузьмина Н. А., Болдышев Д. Н., Риссамакина И. А. Индивидуализированная спортивно-ориентированная система оценивания физической подготовленности учащихся // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2013. № 2. С. 23–26.

5. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Физическое воспитание и индивидуальные особенности возрастного развития // Образование и наука. 2017. № 2. С. 160–179.

6. Чурганов О. А., Шелков О. М., Малинин А. В., Маточкина А. А., Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Международная программа «Здоровье и поведение детей школьного возраста» // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 2–5.

7. Grasten A., Yli-Piipari S., Watt A., Jaakkola T., Liukkonen J. Effectiveness of school-initiated physical activity program on secondary school students’ physical activity participation // J Sch Health. 2015. № 85 (2) Р. 125–134.

8. Grasten A., Watt A. Perceptions of Motivational Climate, Goal Orientations, and Lightto Vigorous-intensity Physical Activity Engagement of a Sample of Finnish Grade 5 to 9 Stuents // International Journal of Exercise Science. Current Issue. 2016. Vol. 9, Issue 3. Р. 291–305.

9. Szakaly Z. et al. Physique, body composition and motor performances in Hungarian students // Scientific notes of the Lesgaft University. 2016. № 3 (133). P. 267–274.

10. Theodosiou A, Papaioaunou A. Motivational climate, achievement goals and metacogni-tive activity in physical education and exercise involvement in outof-school settings // Psychol Sport Exerc. 2006. № 7. Р. 361–379.

11. Yli-Piipari S. The development of students’ physical education motivation and physical activity: A 3.5-year longitudinal study across Grades 6 to 9. Doctoral thesis. University of Jyväsky-lä. 2011. 119 р.

12. Савина Л. Н. К вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). С. 88–91.

13. Синявский Н. И., Фурсов А. В., Кизаев О. Н., Герега Н. Н. Содержание недельной двигательной активности студенческой молодежи и ее самоанализ // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2016. № 4. С. 8–9.

14. Blair S. N., Brodney S. Effects of physical inactivity and obesity on morbidity and mor-tality: current evidence and research issues // Med. Sci. Sports. Exerc. nov. 1999. № 11 (31). P. 646.

15. Dobbins M. et al. Effective practices for school-based tobacco use prevention // Preventive Medicine. 2008. № 46 (4). P. 289–297.

16. Farell S. W., Kampert J. B., Kohl H. W., Barlow C. E., Macera C. A., Paffenbarger R. S., Gibbons L. W., Blair S. N. Influences of cardio respiratory fitness levels and other predictors on car-diovascular disease mortality in men // Med. Sci. Sports Exerc. 1998. № 6 (30). P. 899–905.

17. Fedyakin A. A., Kortava Z. G. Nordic walking health-improving and training impact on the human body // European Researcher. 2012. № 11–2 (34). P. 1941–1946.

18. Fedorov V. A., Tretyakova N. V. Quality management of educational institutions in protecting students’ health: conceptual and structural-functional innovations // Scientific Bulletin of National Mining University. 2015. № 6 (150). Р. 134–143.

19. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Abramov D. V, Kalimulin D. M. Educational Institution Health Service Management: Key Aspects of Communication and Interaction Within the Team. IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (8). Р. 2841–2857.

20. Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Спортивно ориентированное образование: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2003. № 5. С. 19–22.

21. Пешкова Н. В. Особенности личностных характеристик студентов, занимающихся различными видами двигательной активности в рамках спортизации физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2016. № 11. С. 89–91.

22. Спирин В. К., Болдышев Д. Н., Риссамакина И. А., Мавренкова Е. А. Физическое воспитание на основе вида спорта – новый вектор организации физкультурной активности детей, подростков, молодежи // Теория и практика физической культуры. 2013. № 5. С. 19–22.

23. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 464 с.

24. Сальников В. А., Ревенко Е. М. Возрастной фактор в структуре индивидуального развития // Теория и практика физической культуры. 2014. № 4. С. 98–103.

25. Ревенко Е. М., Сальников В. А. Взаимосвязи двигательных и умственных способностей в процессе взросления: монография. Омск: СибАДИ, 2014. 392 с.

26. Ревенко Е. М., Зелова Т. Ф. Выраженность динамики физической подготовленности в процессе взросления у учащихся, различающихся уровнем интеллекта // Образование и наука. 2016. № 7. С. 152–164.

27. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности студентов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2017. № 2. С. 205–211.

28. Ревенко Е. М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры // Образование и наука. 2016. № 1. С. 118–132.

29. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 712 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Ревенко Е.М. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ВЫБРАВШИХ В РАМКАХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ. Образование и наука. 2017;19(7):157-174. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-157-174

For citation: Revenko E.M. INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS ENROLLED IN DIFFERENT TYPES OF MOTOR ACTIVITY OF PHYSICAL EDUCATION. The Education and science journal. 2017;19(7):157-174. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-7-157-174

Просмотров: 200

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)