ОПЫТ КОНСТИТУИРОВАНИЯ АНТИНОМИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ В ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ А. С. МАКАРЕНКО


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-69-90

Полный текст:


Аннотация

Введение. Актуальность исследования проблемы антиномической диалектики в ювенальной педагогике обусловлена противоречием между возрастающей потребностью в разработке адекватного эвристического инструментария изучения аспектов воспитания растущего поколения, с одной стороны, и игнорированием богатейшего позитивного опыта ювенальной педагогики А. С. Макаренко – с другой.

Цель статьи заключается в раскрытии и научном обосновании эффективности диалектико-антиномического подхода А. С. Макаренко к решению проблем любви в ювенальной среде.

Методология и методы. Общеметодологическую базу исследования составили диалектика – закон совпадения противоречий. В работе использовались герменевтические методы (интерпретация, осмысление, понимание); анализ и синтез, конкретизация и обобщение, универсализация и унификация, трансформация и преобразование, идеализация и экстраполяция; метод целенаправленного построения системы новых теоретических представлений, синтезированных из совокупности элементов знаний различной природы; метод аналогий, основанный на общности фундаментальных законов диалектики для процессов различной природы; мысленный эксперимент; метод двойного вхождения базисных компонентов в систему. Ведущим подходом к изучению центральной проблемы исследования явился принцип антиномности, позволяющий рассматривать полярности как необходимые равноправные составляющие в рамках целостного процесса (явления) и предлагающий пути адаптации к ним.

Результаты и научная новизна. Установлены и научно обоснованы исходные параметры и роль антиномической диалектики при осуществлении в воспитательной системе А. С. Макаренко. В частности, сделан вывод о том, что использование антиномного по своей природе принципа нераздельного и неслиянного единства личности и коллектива позволило А. С. Макаренко создать воспитательную систему по принципу параллельного действия: в педагогическом процессе изменения происходят в первую очередь за счет роста значимости в нем самоуправленческих составляющих при минимизации дидактических, назидательных моментов.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны при моделировании, проектировании и конструировании современных систем воспитания молодого поколения. Работа может быть рекомендована научным и практическим работникам образования, магистрантам, аспирантам; людям, занимающимся образовательной политикой; представителям предпринимательских кругов; всем, кого интересует настоящее и будущее нашего образования и воспитания.


Об авторе

Н. К. Чапаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Чапаев Николай Кузьмич – доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования 

Екатеринбур



Список литературы

1. Яркина Т. Ф. Концепция целостной школы в современной педагогике // Педагогика. 1992. № 7–8. С. 110–116.

2. Гайденко П. П. Антиномическая диалектика П. А. Флоренского против закона тождества. // Критика немарксистских концепций диалектики XX века. Диалектика и проблема иррационального [Электрон. ресурс]. Москва: МГУ, 1988. Режим доступа: https://antimodern.wordpress.com/2012/09/ 13/antinomy/#more-11021 (Дата обращения: 12.08.2017)

3. Winkel R. Antinomische Padagogik und kommunikative Didaktik. Studien zu den Widerspruchen und Spannungen in Erziehung und Schule. Dusseldorf, Schwann, 1998. Р. 40.

4. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: 2-е изд. испр. и доп. Екатеринбург; Кемерово: РГППУ; Кемеровский государственный профессионально-педагогический колледж, 2005. 325 с.

5. Макаренко А. С. Сочинения в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. 558 с.

6. Гетманова А. Д. Логика: словарь и задачник. Москва: ВЛАДОС, 1998. 336 с.

7. Леднев В. С. Содержание образования. Москва: Высшая школа, 1989. 360 с.

8. Лосев А. Ф. Философия имени. Москва: МГУ, 1990. 269с.

9. Бордовская Н. В. Диалектика педагогического исследования: логикометодологические проблемы. С.-Петербург: РХГИ, 2001. 512 с.

10. Соловьев В. С. Сочинения: в 2 т. / сост. и общ. ред. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги. Москва: Мысль, 1990.

11. Флоренский П. А Столп и утверждение истины. Москва: Академический проект, 2017. 908 с.

12. Киреевский И. В. Разум на пути к истине. Москва: Правило веры, 2003. 661 с.

13. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций: учебное пособие. Уфа: БГПУ, 2004. 515 с.

14. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в XXI век. Москва: Политиздат, 1990. 413 с.

15. Загвязинский В. И. О ценностно-ориентационных основаниях образовательной системы страны // Образование и наука. 2016. № 6 (135). С. 11– 20. DOI: 10.17853/1994–5639–2012–4-3–15

16. Зборовский Г. Е. Образование: от ХХ к ХХI веку. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2000. 301 с.

17. Новиков А. М. Методология образования. Москва: Эгвес, 2002. 320 с.

18. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т. 5. С. 220.

19. Сорокин П. А. Цивилизация. Общество: пер. с англ. / общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согоманова. Москва: Политиздат, 1992. 543 с.

20. Рерих Н. К., Рерих Е. Н. Живая этика: Избранное / сост. М. Ю. Ключникова. Москва: Республика, 1992, 414 с.

21. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1957. Т. 4. 552 c.

22. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1957. Т. 3. 496 с.

23. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1957. Т. 2. 527 с.

24. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т. 7. 583 с.

25. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. Москва: Логос. 2000, 224 с.

26. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1958. Т. 6. 445 с.

27. Корчак Я. Как любить детей: книга о воспитании: пер с польск. Москва: Политиздат, 1990. 493 с.

28. Добренко Е. А. Политэкономия соцреализма. Москва: Новое литературное обозрение, 2007. 586 с.

29. Макаренко А. С. Сочинения: в 7 т. Москва: АПН РСФСР, 1957. Т. 1. 783 с.

30. Манхейм К. Идеология и утопия. Диагноз нашего времени. Москва: Юрист, 1994. 704 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чапаев Н.К. ОПЫТ КОНСТИТУИРОВАНИЯ АНТИНОМИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ В ЮВЕНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ А. С. МАКАРЕНКО. Образование и наука. 2017;19(10):69-90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-69-90

For citation: Chapaev N.K. A.S. MAKARENKO’ YOUTH PEDAGOGY: EXPERIENCE OF ANTINOMIC DIALECTICS FORMATION. The Education and science journal. 2017;19(10):69-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-69-90

Просмотров: 215

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)