Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-91-105

Полный текст:

Аннотация

Введение. В последние десятилетия вопросы изучения эмоциональной составляющей процесса обучения привлекают все большее внимание исследователей в России и за рубежом. Интерес к проблемам формирования эмоционального интеллекта в высшей школе обусловлен тем, что степень развития данной психологической характеристики личности положительно влияет на мотивацию студентов к обучению, адаптацию в университете и на академические результаты образования. Учащиеся, обладающие высоким уровнем эмоциональной устойчивости, способностью адекватно воспринимать собственные и чужие переживания и управлять ими, более успешно осваивают профессиональные компетенции и, как правило, бывают хорошими коммуникаторами. Впоследствии такие выпускники становятся востребованными специалистами на рынке труда.

Цель данной статьи – представить результаты исследования, задача которого состояла в выявлении взаимосвязи между эмоциональным интеллектом студентов-менеджеров и их академической успеваемостью.

Методология и методики. На начальном этапе работы был предпринят аналитический обзор научной литературы, позволивший получить общие представления о степени разработанности исследуемой проблемы и определить методы. Диагностика различных аспектов эмоционального интеллекта студентов производилась с использованием опросника Д. В. Люсина – психодиагностической методики, основанной на самоотчете и дополненной в связи со спецификой контингента респондентов. Для удобства взаимодействия со студентами и оперативного сбора информации была разработана онлайнформа опроса, результаты которого обрабатывались при помощи корреляционного анализа.

Результаты и научная новизна. Итоги поискового исследования продемонстрировали средний уровень развития эмоционального интеллекта у студентов-менеджеров. Наиболее выраженным оказался его межличностный компонент. Корреляционный анализ полученных данных позволил установить статистически значимую взаимосвязь между уровнем эмоционального интеллекта и академической успеваемостью студентов, которая вопреки гипотезе оказалась отрицательной. На основании установленных фактов сделано предположение о том, что студенты с высоким уровнем ЭИ более спокойно относятся к своим оценкам, выстраивая полноценный баланс между учебой, работой и личной жизнью.

Практическая значимость. Материалы о проведении и результатах первого этапа лонгитюдного панельного исследования возможностей психолого-педагогического влияния на развитие эмоционального интеллекта студентов университета могут быть востребованы профессорско-преподавательским составом вузов в дальнейшей работе с учащимися.

Об авторе

О. В. Котомина
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Котомина Ольга Викторовна – старший преподаватель департамента менеджмента 

Пермь



Список литературы

1. Dolev N., Leshem S. Developing emotional intelligence competence among teachers // Teacher Development. 2017. № 21 (1). P. 21–39.

2. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект как феномен современной психологии. Новополоцк: Полоцкий государственный университет, 2011. 388 с.

3. Viguer P., Cantero M. J., Bañuls R. Enhancing emotional intelligence at school: Evaluation of the effectiveness of a two-year intervention program in Spanish pre-adolescents // Personality and Individual Differences. 2017. № 113. P. 193–200.

4. Radu C. Emotional Intelligence – How do we motivate our students? // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. № 141. Р. 271–274.

5. Wang N., Young T., Wilhite, S. C., Marczyk G. Assessing students’ emotional competence in higher education: Development and validation of the widener emotional learning scale // Journal of Psychoeducational Assessment. 2011. № 29 (1). Р. 47–62.

6. Савинова С. Ю. Вовлеченность студентов в образовательный процесс: оценка позитивных эффектов // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 143 – 147.

7. Maguire R., Egan A., Hyland P., Maguire P. Engaging students emotionally: the role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education // Higher Education Research & Development. 2017. № 36 (2). Р. 343–357.

8. Fernández-Berrocal P., Ruiz D. Emotional intelligence in education // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2008. № 15 (2). Р. 421–436.

9. Zysberg L., Orenshtein C., Gimmon E., Robinson R. Emotional intelligence, personality, stress, and burnout among educators // International Journal of Stress Management. 2017. № 24 (S1). Р. 1–16.

10. Маркова Ю. А., Мареева Е. Б., Севидова, Л. Ю. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и успеваемости среди студентов старших курсов медицинских вузов [Электрон. ресурс] // Русский медицинский журнал. 2010. № 18 (30). Режим доступа: https://www.rmj.ru/articles/psikhologi-ya/vzaimo-svyazy_sindroma_emocionalynogo_vygoraniya_i_uspevaemosti_sre-di_studentov_starshih_kursov_medicinskih_vuzov/#ixzz50rIgWLBL

11. Горшков Е. А., Косоногова В. И. Исследование синдрома эмоционального выгорания у студентов-старшекурсников // Молодой ученый. 2015. № 23 (2). С. 51–55.

12. Неволина В. В. Исследование структурных компонентов эмоционального интеллекта студентов медицинского вуза // Дискуссия. 2015. № (5). С. 139–143.

13. Двойнин А. М., Данилова Г. И. Эмоциональный интеллект и рефлексивность студентов-психологов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2012. № 4 (24). С. 121–134.

14. Мещерякова И. Н. Формирование эмоционального интеллекта студентов-психологов в процессе обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 81 (1). С. 157–161.

15. Бокуть Е. Л., Губина Е. В. Изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта и толерантности в общении у студентов педагогического университета // Системная психология и социология. 2015. № 13. С. 14–24.

16. Полянова Л. М. Использование моделей эмоционального интеллекта в оценке управленческой деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2017. № 2. С. 161–172.

17. Батурин Н. А., Матвеева Л. Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2009. № 42. С. 4–10.

18. Панфилова А. П., Михальченко С. С. Развитие эмоционального интеллекта как составляющей социальной компетентности менеджеров // Человек и образование. 2013. № 4 (37). С. 66–70.

19. Люсин Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные. Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. Москва: Институт психологии РАН, 2009. 351 c.

20. Макарова Е. А., Федькина Л. И. Эмоционально-волевой компонент образовательного процесса // Вестник Таганрогского института им. А. П. Чехова. 2017. № 1. С. 65–69.


Для цитирования:


Котомина О.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА. Образование и наука. 2017;19(10):91-105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-91-105

For citation:


Kotomina O.V. INVESTIGATION ON THE RELATIONSHIP BETWEEN EMOTIONAL INTELLIGENCE AND ACADEMIC ACHIEVEMENT OF UNIVERSITY STUDENTS. The Education and science journal. 2017;19(10):91-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-91-105

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)