МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-128-147
Аннотация
Введение. В современном обществе педагогика перестает быть уделом только воспитателей, школьных учителей и преподавателей образовательных учреждений общей и профессиональной подготовки различных уровней. В интеграции с социологией, философией, психологией, культурологией она оказывает влияние на социокультурную жизнь как всего общества, так и местных сообществ, на благополучие детей и семей, на качество жизни населения. В ряде регионов в целях консолидации населения, решения локальных проблем, укрепления института семьи власти и органы управления образованием и социальной сферой обращаются к социальной педагогике, которая в отличие от финансово-экономических мер не может изменить неблагоприятные материальные и жилищные условия жизни людей, но способствует распространению идей гуманизма, взаимопомощи, солидарности и сотрудничества, придает импульс позитивного созидания, что особенно важно, когда человек или его семья находятся в сложных жизненных ситуациях.
Цель статьи заключается в раскрытии ведущих тенденций социальнопедагогической и социокультурной деятельности с детьми и семьями по месту жительства и представлении итогов первого этапа осуществления проекта
«Развитие и реализация социально-педагогического потенциала территориальных сообществ», разработанного в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.
Методология и методы. Изложенное в статье исследование базируется на системно-деятельностном подходе. При изучении общего фона социальных преобразований педагогическими средствами использовался также несистемный подход, значимость которого увеличивается в связи с нарастающей динамикой социальных изменений, неясностью жизненного контекста, неус-тойчивостью и многовариантностью развития социума. Анализ муниципальных практик работы с детьми и семьями по месту жительства и оценка эффективности практической деятельности социальных педагогов разных специализаций проводились на основе анкетирования родителей.
Результаты и научная новизна. Выявлены, изучены и обобщены современные формы коллективного участия граждан в деле воспитания подрастающего поколения. Показано, что задача по превращению места жительства в пространство воспитания в городских и сельских поселениях может быть успешно решена посредством создания территориальных сообществ – новых социальных структур современного гражданского общества. Дана характеристика и обоснована необходимость развития подобных сообществ, которые содействуют развертыванию целенаправленной социально-воспитательной работы с детьми и семьями по месту жительства.
Практическая значимость. Полученные в ходе исследования данные и описанный опыт деятельности территориальных сообществ могут служить опорой для построения муниципальных моделей организации социально-педа-гогической и социокультурной работы с детьми и членами их семей.
Об авторе
М. П. ГурьяноваРоссия
Гурьянова Марина Петровна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая лабораторией
Москва
Список литературы
1. Гурьянова М. П. Территориальные сообщества – социально-педагогический феномен единства цели человека и власти // Социальная педагогика в России. 2016. № 2. С. 3–11.
2. Гурьянова М. П. Семья с детьми – объект пристального внимания территориальных сообществ // Муниципалитет. 2016. № 1. С. 35–38.
3. Егорова А. В. Дополнительное образование детей: воспитание по месту жительства // Омский научный вестник. 2009. № 6. С. 140–142.
4. Выборнова К. И. Клуб по месту жительства как средство социального воспитания // Международный студенческий вестник: материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электрон. ресурс]. 2016. Режим доступа: https://www.scien-ceforum.ru/2016/1572/22466 (Дата обращения 20.05.2017)
5. Ott L., Murcier N., Dababi M. Des lieus pour habiter le monde. Pratigues en pedagogie sosiale // Chronigue sociaie. Lyon: Depot legal, 2012.
6. Ефлова З. Б. Социально-педагогический анализ стартовых условий проекта, направленного на развитие территориального сообщества // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 19–28.
7. Клюшникова О. Е. Использование ресурсов социума для воспитания детей в пространстве места жительства // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 84–92.
8. Дементьева Л. А. Потенциал территориальных сообществ: социальнопедагогическая помощь семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 62–69.
9. Кабин Д. С. Новичкова Е. Ю. Воспитание растущего человека: взаимодействие территориального сообщества и образовательного комплекса // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 78–83.
10. Клочинова П. Д. Развиваем социально-педагогический потенциал территориальных общин // Директор сельской школы. № 1. С. 70–76.
11. Котькова Г. Е., Касьянова Г. П. Воспитательный потенциал сельского социума в формировании социально-педагогический компетентности родителей // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 102–107.
12. Катаева Н. А. Работа территориального общественного самоуправления с семьей как условие единения жителей города // Молодежь и общество. 2015. № 4. С. 11–18.
13. Колеватова Т. Ю. Место жительства – территория семейных социальных инициатив // Социальная педагогика в России. 2016. № 2. С. 49–53.
14. Смирнова О. А., Разумова Н. Д. Сотрудничество образования и территориального общественного самоуправления (ТОСа) // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 55–62.
15. Сеппянен Т. П. Муниципальная модель кадрового обеспечения социальной сферы социальными педагогами // Директор сельской школы. № 1. С. 35–46.
16. Цвецих А. В. Практика работы школы и территориального сообщества в Ингалинском сельском поселении // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 30–35.
17. Гурьянова М. П. Социальный педагог: профессиональный организатор работы по месту жительства // Муниципалитет. 2016. № 6. С. 40–43.
18. Мухаметшина Л. М. Воспитание детей – среди главных ценностей жителей сельского поселения // Муниципалитет. 2016. № 1. С. 19–20.
19. Хижняков С. С. Исторические уроки сельской общины в воспитании и обучении детей, контроле за благополучием семьи // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 92–101.
20. Гурьянова М. П. Место и роль сельской школы в формировании территориального сообщества // Директор сельской школы. 2016. № 1. С. 8–19.
Рецензия
Для цитирования:
Гурьянова М.П. МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА: ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ. Образование и наука. 2017;19(10):128-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-128-147
For citation:
Guriyanova M.P. PLACE OF RESIDENCE: THE SPACE OF SOCIO-PEDAGOGICAL TRANSFORMATIONS. The Education and science journal. 2017;19(10):128-147. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-10-128-147