Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МЕЖПРЕДМЕТНАЯ И МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-146-158

Полный текст:

Аннотация

Межпредметные и метапредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между предметами, что помогает решить проблему разобщенности, оторванности друг от друга разных учебных предметов. В статье рассматривается возможность совершенствования билингвальной коммуникативной компетенции учащихся через реализацию межпредметной и метапредметной интергации в образовательном процессе. Под такой компетенцией авторы понимают способность и готовность осуществлять эффективное межличностное, межгрупповое и межкультурное общение как на родном, так и на иностранном языке.

Раскрывается принцип «метапредметности», заключающийся в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх них, но которые воспроизводятся при работе с материалом из любой области знания. В качестве условия, средства и способа разностороннего развития личности при изучении родного и иностранного языков предлагается диалог культур, оптимизирующий обучение и повышающий его результативность. Двусторонние информационные культурно-смысловые связи, сравнение двух языков и культур стимулируют у учащихся когнитивные процессы, включают их личностный опыт, способствуют приобретению не только социолингвистических, но и социокультурных, дискурсивных знаний, обеспечивают успешное формирование коммуникативных навыков.

Описан конкретный пример метапредметной интеграции – формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к творческой части ЕГЭ по русскому и английскому языкам. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по использованию данного метода в естественных условиях в гимназии No 94 г. Екатеринбурга. 

Об авторах

Ю. Л. Семенова
гимназия No 94 г. Екатеринбурга, г. Екатеринбург.
Россия

учитель английского языка гимназии No 94 г. Екатеринбурга



Г. Д. Бухарова
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

доктор педагогических наук профессор кафедры Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995. 245 с.

2. Колесина К. Ю. Развитие ключевых компетентностей учащихся в условиях метапредметной проектной деятельности. Ростов н/Д: Старые русские, 2007. 263 с.

3. Коробкова Е. Н. Образовательное путешествие как педагогический метод: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2004. 26 с.

4. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Нар. образование. 2003. No 2. С. 58–64.


Для цитирования:


Семенова Ю.Л., Бухарова Г.Д. МЕЖПРЕДМЕТНАЯ И МЕТАПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ. Образование и наука. 2012;1(7):146-158. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-146-158

For citation:


Semenova Y.L., Bukharova G.D. Interdisciplinary and Meta-Disciplinary Integration as a Means of Developing Students’ Communicative Competence. The Education and science journal. 2012;1(7):146-158. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-146-158

Просмотров: 905


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)