ОТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО К ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
Аннотация
Введение. Отставание профессионального образования от быстро меняющихся реалий на рынке труда, в области технологий и социально-экономической сфере, потребность в опережающей профессиональной подготовке уже несколько десятков лет артикулируются как злободневные и неуклонно обостряющиеся проблемы. Многочисленные попытки их преодоления посредством фундаментализации и прогностических методов пока ни к чему не привели. Очевидно, что нужен поиск иных возможностей обучения востребованных, высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов.
Цель публикации – обсудить потенциал транспрофессионального образования и привести аргументы в пользу его внедрения как наиболее перспективного направления, которое позволит выпускникам вузов и колледжей лучше ориентироваться на рынка труда, более уверенно чувствовать себя в неустойчивой, непредсказуемой действительности, быстро адаптироваться к динамично меняющимся ситуациям в мире профессий.
Методология и методики исследования. Работа построена на сравнительном анализе концептуальных оснований традиционного монопрофессионального и соответствующего вызовам времени транспрофессионального образования в Российской Федерации.
Результаты и научная новизна. Подчеркивается необходимость глобального переосмысления монопрофессионализма как парадигмального ориентира содержания профессионального образования, особенно на его стартовом, начальном этапе, на котором сохранение традиционных форм и методов в течение многих лет выхолащивает благие намерения придать ему опережающий характер.
Впервые транспрофессиональное образование рассмотрено как результат радикально гетерогенной (в противовес гомогенной) би- и полипрофессиональной подготовки, суть которой состоит в освоении обучающимся не смежных, родственных специальностей, относящихся к одной профессиональной группе, а совершенно далеких друг от друга профессий. Такой подход будет способствовать не столько расширению диапазона профессиональных возможностей выпускника образовательного учреждения, сколько появлению у него готовности выходить за рамки профессиональных стереотипов.
Практическая значимость. Предложены ориентиры дальнейшего развития отечественного профессионального образования на разных его уровнях.
Ключевые слова
Об авторе
А. Г. КисловРоссия
доктор философских наук, профессор кафедры философии, культурологии и искусствоведения Института психолого-педагогического образования,
Екатеринбург
Список литературы
1. Кислов А. Г. О менеджменте качества высшего образования // Образование и наука. 2012. № 1 (7). С. 98–112. DOI:10.17853/1994–5639–2012–7-98–112
2. Harden R. M. Effective multiprofessional education: A three dimensional perspective // Medical Teacher. 1998. № 20. Р. 409–416.
3. Horsburgh M., Ladmin R. & Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd MEDICAL EDUCATION. 2001. № 35 (9). Р. 876–883.
4. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 180 с.
5. Кислов А. Г. Об опережающем профессиональном образовании в условиях роста социально-экономической мобильности // Педагогический журнал Башкортостана. 2017. № 1. С. 80–88. DOI: 10.21510/1817–3292–2017–1-80–88.
6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. № 19 (8). С. 9–28. DOI: http://dx.doi.org/ 10.17853/1994–5639–2017–8-9–28.
7. Левенчук А. И. «Закат профессий» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nisse.ru/articles/details.php? ELEMENT_ID=131725 (дата обращения 18.12.2017).
8. Dorozhkin E. M., Kopnov V. A. & Romantsev G. M. Multistage system of vocational pedagogical education // Proceedings of 2015. International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015; Firenze, Italy; 20–24 September 2015. Р. 725–728.
9. Новиков П. Н, Зуев В. М. Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие. Москва: РГАТиЗ, 2000. 266 с.
10. Корчагин Е. А. Опережающее обучение и профессиональная подготовка специалиста: точки соприкосновения // Казанский педагогический журнал. 2003. № 1. С. 31–33.
11. Смирнов И. П. Опережающее развитие НПО: лозунг или приоритет? // Образование и наука. 2004. № 3 (27). С. 89–96.
12. Жуков Г. Н. Стратегия опережающего образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2009. № 1. С. 63−69.
13. Галиев Т. Т. Опережающее обучение на основе системного подхода. Астана: НЦОКО МОН РК, 2011. 317 с.
14. Романцев Г. М., Дорожкин Е. М., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Опережающее развитие профессионально-педагогического образования как фактор обеспечения национальной безопасности России // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Международной конференции, Екатеринбург, 29–30 мая 2014 г. / под ред. Г. М. Романцева, В. А. Копнова. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. С. 43−51.
15. Артюхович Ю. В., Соловьев А. А. Ценностно-целевые основания опережающего образования. Волгоград: ВолГТУ, 2014. 180 с.
16. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный аспект // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 59–75.
17. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. 227 с.
18. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. 2014. № 9. С. 4–20.
19. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (смыслообразующие положения интеграции профессионально-педагогического образования) // Образование и наука. 2014. № 10. С. 18–30.
20. Федоров В. А. Опережающее профессионально-педагогическое образование: аспект научного обеспечения // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы ХХ Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург, 22–23 апреля 2015 г. / науч. ред. Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2015. Т. I. С. 21–25.
21. Адигамова Э. Б. Опережающая среда обучения в национальном исследовательском университете // Фундаментальные исследования. 2014. № 5. С. 840–843.
22. Вербицкая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. К проблеме разработки методологии прогнозирования потребностей рынка труда в выпускниках системы профессионального образования // Образование и наука. 2002. № 3 (15). С. 86–95.
23. Koestler A. The Act of Creation [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cossa.ru/152/41761/ (дата обращения 18.12.2017).
24. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/bibler/03.php (дата обращения 18.12.2017).
25. Песков Д., Аузан А. Мир-2035 безусловно шизофреничен // Форум стратегических инициатив 2016: Презентация стратегии Национальной технологической инициативы (НТИ) – долгосрочной программы по созданию принципиально новых рынков, на которых Россия должна стать глобальным лидером // http://json.tv/ict_video_watch/forum-strategicheskih-initsiativ2016-dmitriy-peskov-mir-2035-bezuslovno-shizofrenichen-20160727120931
26. Basarab N. The Need for Transdisciplinarity in Higher Education in a Globalized World Transdisciplinary // Journal of Engineering & Science. 2012. The ATLAS. Vol. 3. Р. 11–18.
27. Талбот Д., Костли К., Дремина М. А., Копнов В. А. Обзор основных элементов, организационных и теоретических основ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании // Образование и наука. 2017. № 19 (6). С. 91–118. DOI:10.17853/1994–5639–2017–6-91–118
28. Вахштайн В. Код образования // Платное образование. 2006. № 10. С. 26–29.
29. Вербицкая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. Компетентность ориентации и адаптации на рынке труда: акмеологические основания исследования // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2005. № 5. С. 52–58.
30. Вербицкая Н. О., Матафонов М. Э., Федоров В. А. Формирование профессиональной компетентности ориентации и адаптации на рынке труда в процессе подготовки квалифицированного специалиста //Образование и наука. 2004. № 5 (29). С. 75–81.
31. Федотов В. А. Высшее общее образование: социально-экономический аспект концепции // Образование и наука. 2003. № 3 (21). С. 137–140.
32. Кислов А. Г. Высшее общее образование в России: к оценке перспектив // Образование и наука. 2003. № 6 (24). С. 124–129.
33. Кислов А. Г. К современной парадигме среднего профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2014. № 10. С. 31– 34.
34. Керимов Т. Х. Бытие и различие: генеалогия и гетерология. Москва: Академический проект, 2011. 256 с.
35. Талбот Д., Костли К., Дремина М. А., Копнов В. А. Обзор практики применения программ обучения, совмещенного с работой (WBL), в высшем образовании Великобритании // Образование и наука. 2017. № 1. С. 119–141. DOI:10.17853/1994–5639–2017–1-119–141
36. Давыдова Н. Н., Дорожкин Е. М., Федоров В. А. Научно-образовательные сети: теория, практика. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2016. 481 с.
37. Некрасов С. И., Некрасова Ю. А., Захарченко Л. В. Отказ от системы профессиональной классификации в аграрной сфере: иллюзия или реальная действительность? // Профессиональное образование в современном мире. 2017. Т. 7. № 3. С. 1224–1233. DOI: 10.15372/PEMW20170312
Рецензия
Для цитирования:
Кислов А.Г. ОТ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО К ТРАНСПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Образование и наука. 2018;20(1):54-74. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-54-74
For citation:
Kislov A.G. FROM ADVANCE TO TRANS-PROFESSIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2018;20(1):54-74. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-54-74