Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

Полный текст:

Аннотация

Введение. В образовательных системах разных стран накоплен большой опыт по использованию проектного метода в обучении. Данный метод является альтернативой традиционному лекционному обучению: он помогает сблизить теоретический учебный материал с реальной жизнью; меняет роли учеников и учителей: обучающиеся становятся активными полноправными субъектами образовательного процесса, а педагоги организуют, курируют и направляют этот процесс, а не транслируют готовую информацию.

Цель статьи – аналитический обзор описанных в зарубежных рецензируемых журналах вариантов реализации проектного обучения студентов Финляндии, Франции, Австралии, Китая и США.

Методология и методы. Методологическую базу исследования составили идеи системного и деятельностного подходов; общенаучные методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения. В качестве основного инструментария работы была избрана методика кейс-стади.

Результаты исследования. Дан краткий экскурс в историю возникновения и развития проектного метода обучения. Выделены основные характеристики различных подходов к его применению, отличающиеся установками на решение определенных задач, выбором целей и средств осуществления учебных проектов. Кейсы вузов Финляндии разрабатываются прежде всего для развития социальных навыков обучающихся, при этом конкретные цели и инструменты проектной деятельности студенты вправе определять самостоятельно. Во Франции получил распространение индустриальный проектный метод, ориентированный на интересы рынка, поэтому выбор целей проектов и средств их достижения происходит исходя из потребностей работодателей. В австралийских вузах рассматриваемый метод используется для приобретения будущими специалистами профессиональных навыков; а предпочтения при выборе проектного инструментария отдаются последним технологическим новшествам. В Китае набирающее популярность проектное обучение направлено в первую очередь на решение социальных задач (например, экологических проблем), которые декларируются на государственном уровне. В американских университетах, колледжах и школах самые разнообразные версии проектного метода обучения практикуются не одно десятилетие. Посредством данного метода формируются социальные компетенции учащихся, происходит внедрение в учебный процесс инновационных технологий, устанавливаются партнерские связи между образовательными организациями и рынком, создаются комплексные экологические программы и т. д. Однако на данном этапе проектный метод в США подвергается серьезной критике, рефлексируется накопленный методический багаж и ведется поиск способов повышения эффективности обучения на основе проектов.

Научная новизна. Статья является первой в российской педагогике попыткой осмысления и обобщения мирового опыта по применению проектного метода в образовании.

Практическая значимость. Материалы публикации предоставляют возможность руководителям системы образования разных уровней и педагогам-практикам ознакомиться с потенциалом и многообразием практик проектного обучения, с тем чтобы перенять лучшие из них и наиболее приемлемые для российских реалий, адаптировав к условиям конкретных образовательных учреждений.

Об авторах

А. П. Казун
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва
Россия
научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития


Л. С. Пастухова
Московский политехнический университет, Москва
Россия
кандидат политических наук, доцент кафедры менеджмента


Список литературы

1. Pecore J. L. From Kilpatrick’s Project Method to Project-Based Learning // International Handbook of Progressive Education. 2015. P. 155–171.

2. Knoll M. «I Had Made a Mistake»: William H. Kilpatrick and the Project Method // Teachers College Record. 2012. Vol. 114. Issue 2. P. 1–45.

3. Knoll M. From Kidd to Dewey: the origin and meaning of «social efficiency» // Journal of Curriculum Studies. 2009. Vol. 41. Issue 3. P. 361–391.

4. Colliver J. A. Effectiveness of Problem-based Learning Curricula: Research and Theory // Academic Medicine. 2000. Vol. 75. Issue 3. P. 259–266.

5. Martin T., Rivale S. D., Diller K. R. Comparison of student learning in challenge-based and traditional instruction in biomedical engineering // Annals of Biomedical Engineering. 2007. Vol. 35. № 8. P. 1312–1323.

6. Morawski C. M. Teaching students in place: the languages of third space learning // Cultural Studies of Science Education. 2017. Vol.12. Issue 3. P. 555–564.

7. Macdonald J. Twining P. Assessing activity-based learning for a networked course // British Journal of Educational Technology. 2002. Vol. 33. Issue 5. P. 603–618.

8. Jessup E., Sumner T. Design-Based Learning and the Participation of Women in IT Frontiers // A Journal of Women Studies. 2005. Vol. 26. Issue 1. P.

9. –147.

10. Burnik U., Košir A. Industrial product design project: building up engineering students’ career prospects // Journal of Engineering Design. 2017. Vol.

11. Issue 7–9. P. 549–567.

12. Helle L., Tynjälä P., Olkinuora E. Project-Based Learning in Post-Secondary Education Theory, Practice and Rubber Sling Shots // Higher Education.

13. Vol. 51. Issue 2. P. 287–314.

14. Иванова С. В. Проектная деятельность в образовании и работе с молодежью // Сборник материалов Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия» 2015 г. Москва, 2015. С. 41–43.

15. Полат Е. С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2002. № 9. С. 9–17.

16. Полат Е. С. Метод проектов [Электрон. ресурс] // Лаборатория дистанционного обучения. Режим доступа: http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/ polat2.htm (дата обращения: 19. 11. 2017).

17. Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18–24.

18. Стенина Т. Л. Педагогические цели социального проектирования как метода обучения // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 344–349.

19. Тагиров Ф. Р. Проектная деятельность как основа формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся основной школы // Филологическое образование в период детства. 2016. № 23. С. 164–166.

20. Обухов А. С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2005. № 3. С. 18–38.

21. Симоненко В. Д. Технологическая культура и образование (культурно-технологическая концепция развития общества и образования). Брянск:

22. ГПУ, 2001. 214 с.

23. Власова Ю. Ю., Князькова Е. А., Пастухова Л. С., Чигарина А. Ю. Школьная проектная олимпиада: результаты эксперимента // Педагогическое искусство. 2017. № 2 (2). С. 14–23.

24. Горский В. А. Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся как форма интеграции содержания формального и неформального образования. Уфа; Москва, 2013. 186 c.

25. Gerring J. What Is a Case Study and What Is It Good for? // American Political Science Review. 2004. Vol. 98. Issue 2. P. 341–354.

26. Vahtikari K. Project based learning for master students – Case integrated interior wooden surfaces // World Conference on Timber Engineering 2012.

27. P. 315–322.

28. Hämeen-Anttila K. Saano S., Vainio K. Professional Competencies Learned Through Working on a Medication Education Project // American Journal of Pharmaceutical Education. 2010. Vol. 74. Issue 6. P. 1–8.

29. Queiroz-Neto J. P. Using modern pedagogical tools to improve learning in technological contents // Proceedings of Frontiers in Education Conference, FIE. 2015. P. 1–8.

30. Ginestié J. The Industrial Project Method in French Industry and in French Schools // International Journal of Technology and Design Education. 2002. Vol. 12. Issue 2. P. 99–122.

31. Ginestié J. Technology Education in France. In book: Strategien und Paradigmenwechsel zur technischen Bildung. Berlin, 1997. P. 75–85.

32. Mo J. P. T., Tang Y. M. Project-based learning of systems engineering V model with the support of 3D printing // Australasian Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 22. Issue 1. P. 3–13.

33. Pounds P. E. I. Teaching mechatronics with tuned problem-based projects // Australasian Journal of Engineering Education. 2015. Vol. 20. Issue 1. P. 41–58.

34. Palmer S., Hall W. An evaluation of a project-based learning initiative in engineering education // European Journal of Engineering Education. 2011. Vol.

35. Issue 4. P. 357–365.

36. Smith W. F., Myers M., Dansie B. S. F1 in Schools: An Australian Perspective // ASME 2012 International Mechanical Engineering Congress and Exposition. 2012. Vol. 5. P. 369–382.

37. Xu Y. Liu W. A project-based learning approach: a case study in China // Asia Pacific Education Review. 2010. Vol. 1. Issue 3. P. 363–370.

38. Du X. Su L., Liu J. Developing sustainability curricula using the PBL method in a Chinese context // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 61. P. 80–88.

39. Chan C. K. Yao X. Air pollution in mega cities in China // Atmospheric Environment. 2008. Vol. 42. Issue 1. P. 1–42.

40. Hopwood B., Mellor M., O’Brien G. Sustainable development: mapping different approaches // Sustainable Development. 2005. Vol. 13. Issue 1. P. 38–52.

41. Geng Y., Liu K., Xue B., Fujita T. Creating a «green university» in China:

42. a case of Shenyang University // Journal of Cleaner Production. 2013. Vol. 61. P.

43. –19.

44. Sammalisto K., Brorson T. Training and communication in the implementation of environmental management systems (ISO 14001): a case study at the University of Gävle, Sweden // Journal of Cleaner Production. 2008. Vol. 16.

45. Issue 3. P. 299–309.

46. Clarke A., Kouri R. Choosing an appropriate university or college environmental management system // Journal of Cleaner Production. 2009. Vol. 17. Issue 11. P. 971–984.

47. Cheung S. M., Chow A. T. Project‐based learning: a student investigation of the turtle trade in Guangzhou, People’s Republic of China // Journal of Biological Education. 2011. Vol. 45. Issue 2. P. 68–76.

48. Zhao K., Zheng Y. Chinese Business English Students’ Epistemological Beliefs, Self-Regulated Strategies, and Collaboration in Project-Based Learning // The Asia-Pacific Education Researcher. 2014. Vol. 23. Issue 2. P. 273–286.

49. Zhao K., Zhang J., Du X. Chinese business students’ changes in beliefs and strategy use in a constructively aligned PBL course // Teaching in Higher Education. 2017. Vol. 22. Issue 7. P. 785–804.

50. Ye C., Van Os J., Chapman D., Jacobson D. An Online Project-Based Competency Education Approach to Marketing Education // Journal of Marketing Education. 2017. Vol. 39. Issue 3. P. 162–175.

51. Larmer J. It’s a Project-Based World // Educational Leadership. 2016. Vol. 73. Issue 6. P. 66–70.

52. Cho Y., Brown C. Project-based learning in education: integrating business needs and student learning // European Journal of Training and Development. 2013. Vol. 37. Issue 8. P. 744–765.

53. Parker W. C., Lo J., Yeo A. J., Valencia S. W., Nguyen D., Abbott R. D., Nolen S. B., Bransford J. D., Vye N. J. Beyond Breadth-Speed-Test: Toward Deeper Knowing and Engagement in an Advanced Placement Course // American Educational Research Journal. 2013. Vol. 50. Issue 6. P. 1424–1459.

54. Yamin Y., Permanasari A., Redjeki S., Sopandi W. Application of Model Project Based Learning on Integrated Science in Water Pollution // Journal of Physics: Conference Series. 2017. Vol. 895. Issue 1. P. 1–8.


Для цитирования:


Казун А.П., Пастухова Л.С. ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ: ОПЫТ РАЗНЫХ СТРАН. Образование и наука. 2018;20(2):32-59. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

For citation:


Kazun A.P., Pastukhova L.S. THE PRACTICES OF PROJECT-BASED LEARNING TECHNIQUE APPLICATION: EXPERIENCE OF DIFFERENT COUNTRIES. The Education and science journal. 2018;20(2):32-59. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-32-59

Просмотров: 474


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)