Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-108-124

Полный текст:

Аннотация

Введение. Учебный процесс в высшей школе подразумевает развитие когнитивных, социальных, эмоциональных и культурных характеристик личности будущего специалиста, в том числе освоение конструктивных моделей поведения, которые обеспечат конкурентоспособность и успешность трудоустройства выпускника вуза. Одним из социально и профессионально значимых качеств личности, востребованных сегодня в обществе, является межкультурная коммуникативная толерантность. Важность формирования у студентов данного качества обусловлена не только процессами глобализации и активизации профессиональной мобильности в современном мире, но и необходимостью создания условий комфортного сосуществования  обучающихся в полиязычной образовательной среде, задачей снижения конфликтов и предупреждения столкновения представителей разных культур – носителей различных систем ценностей и норм.

Цели публикации – раскрыть роль межкультурной коммуникативной толерантности в становлении личности и представить технологию формирования этого качества в рамках изучения дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Актуальность изложенного в статье исследования связана со смещением акцента в методике преподавания иностранного языка на развитие личностных качеств обучающихся.

Методология и методики. Методологическую базу работы составили ключевые положения концепции коммуникативно-ориентированного обучения. При разработке и апробации авторской технологии использовались опытно-экспериментальные методы и метод сравнительного анализа.

Результаты и научная новизна. Предложено авторское определение межкультурной коммуникативной толерантности. Обоснована насущность формирования у студентов ценностно-смысловых установок на совершенствование коммуникативных навыков и соответствующих мировоззренческих ориентиров. Описана совместно разработанная авторами технология развития межкультурной коммуникативной толерантности, главным стимулом создания которой явилась стремительно набирающая темпы интернационализация высшей школы. Продемонстрированы особенности реализации данной технологии при обучении иностранному языку в высшем учебном заведении. Апробация нового методического инструментария показала существенно выросший благодаря применению технологии уровень межличностной и межкультурной коммуникативной компетенции студентов.

Практическая значимость. Положительные результаты апробации авторской технологии позволяют сделать вывод о ее эффективности и возможности внедрения в практику подготовки специалистов в вузах.

 

Об авторах

А. П. Бекетова
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Россия
старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода


Т. В. Куприна
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода


А. Петрикова
Прешовский университет, Прешов
Словакия
PhD, доцент философского факультета


Список литературы

1. Petrikova A., Kuprina T., Beketova A., Mishenkova M. Intercultural aspects of concept «TOLERANCE» and facilities of creating tolerant academic environment // XLinguae. European Scientific Language Journal [Internet]. 2017 [cited 2018 Jan 15]. № 10 (4). Р. 287–303. Available from: http://www.xlinguae.eu/2017_10_04_24.html

2. Хабибуллина Т. В. Толерантность – путь к миру и личности: материалы к проведению единого урока. Лесной: ИМЦ УО, 2009. 23 с.

3. Reid E. Defining terms and interconnections between culture, communication and language teaching. A Trimestrial European Scientific Language Review. 2011. № 1. Р. 43–54.

4. Meng X. Teaching Russian language in PRC as socio-cultural problem // Proceedings of the XII Congress of the International Association of Teachers of the Russian Language and Literature, MAPRYAL 2011, May 8–11. Shanghai: China, 2011. Р. 111–114.

5. Kuprina T., Minasyan S. Georusistics as new branch of geocultural space // XLinguae. European Scientific Language Journal [Internet]. 2014 [cited 2018 Feb 02]. № 7 (4). Р. 2–20. Available from: http://www.xlinguae.eu/files/xlinguae_n4_2014.pdf

6. Федоткина Е. В. Гуманитаризация высшего технического образования [Электрон. ресурс] // Международная научно-практическая интернетконференция «Преподаватель высшей школы в 21 веке». Режим доступа: http://mognovse.ru/cxo-gumanitarizaciya-visshego-tehnicheskogo-obrazovaniya.html (дата обращения: 15.01.2016).

7. Бекетова А. П. Актуальность междисциплинарного подхода в межкультурной педагогике толерантности // Иностранные языки и литература в международном образовательном пространстве: материалы V международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УМЦ УПИ, 2015. С. 26–31.

8. Шалыгина И. В. Гуманитарные перспективы педагогики и результаты исследований лаборатории дидактики ИТиП РАО [Электрон. ресурс] // Региональный центр дистанционного обучения: сайт. Режим доступа: http://www.rcde.ru/method/915.html (дата обращения: 01.02.2016)

9. Берсирова С. Д. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности будущих менеджеров // Среднее профессиональное образование.

10. № 2. С. 57–59.

11. Průcha J. Interkulturní psychologie. Praha: Portál, 2010. 224 p.

12. Левитан К. М. Юридическая педагогика. Москва: Норма, 2008. 432 с.

13. Бойко В. В. Психоэнергетика. С.-Петербург: Питер, 2008. 416 с.

14. Самоделкина (Калач) Е. А. Компетентностный подход к развитию коммуникативной толерантности обучающихся в условиях учебно-профессионального взаимодействия // Компетентностный подход в образовании: сборник материалов и тезисов региональной научно-практической конференции. Ижевск: УдГУ, 2006. С. 28–31.

15. Гребенец Е. С. Некоторые проблемы воспитания коммуникативной толерантности в исследованнях отечественных педагогов и психологов // Среднее профессиональное образование. 2013. № 11. С. 16–18.

16. Гришук В. М. Формирование коммуникативной толерантности у студентов как составная часть образовательного процесса в вузе // Междисциплинарный подход в становлении специалиста-профессионала в гуманитарном вузе: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. Москва-Коряжма: Старая Вятка, 2005. С. 111–115.

17. Бекетова А. П., Куприна Т. В. Теоретико-методологические подходы к определению межкультурной коммуникативной толерантности // Успехи современной науки и образования: научный журнал. Белгород: Эпицентр, 2017. № 1. Т. 4. С. 37–40.

18. Солдатова Г. У. Психодиагностика толерантности личности Москва: Смысл, 2008. 172 с.

19. Бекетова А. П. Диагностика коммуникативной толерантности в студенческой среде // Иностранные языки и литература в современном международном образовательном пространстве: материалы IV Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: УрФУ, 2011. С. 21–23.

20. Petrikova A. Architecture of modern educational environment: a global evolutionary approach. Cross-Cultural Studies: Education and Science. 2016. № 1. Р. 67–74.

21. Бекетова А. П., Куприна Т. В. Five lessons for developing tolerance = Пять уроков развития толерантности: практикум. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 168 с.


Для цитирования:


Бекетова А.П., Куприна Т.В., Петрикова А. РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЯЗЫЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА. Образование и наука. 2018;20(2):108-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-108-124

For citation:


Beketova A.P., Kuprina T.V., Petrikova A. DEVELOPMENT OF STUDENTS’ INTERCULTURAL COMMUNICATIVE TOLERANCE IN THE UNIVERSITY MULTILINGUAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2018;20(2):108-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-108-124

Просмотров: 225


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)