Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

МОЛОДЕЖНЫЙ ВАНДАЛИЗМ В СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА: ГРАНИЦЫ НОРМЫ И ДЕВИАЦИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-125-146

Полный текст:

Аннотация

Введение. Социализация современной городской молодежи по сравнению с предшествующими поколениями происходит в иных, отличных от прежних условиях. Нравственный релятивизм общества, диверсификация информационных потоков и возрастающие гедонистические ориентации могут формировать толерантное отношение молодежи ко многим, некогда табуированным практикам, а специфика современной урбанистической среды способствует интенсификации вандального поведения подрастающего поколения.

Цель изложенного в статье исследования – выявление особенностей представлений современных молодых людей о вандализме и их оценок степени приемлемости конкретных асоциальных вандальных поступков.

Методы и методики. Аналитический обзор научных работ позволил реконструировать объяснительные модели возникновения и развития вандализма в молодежной среде. Специфика восприятия вандализма молодых людей выяснялась на основе социологического анкетирования. Обработка данных производилась методами корреляционного и факторного анализа. Статистические вычисления выполнялись с применением приложения Vortex.

Результаты и научная новизна. Авторским коллективом произведен комплексный анализ отношения молодежи к вандализму. Выделены доминанты его восприятия в молодежной среде. В ходе анкетирования, в котором приняли участие жители Екатеринбурга (n=304, возраст – 18–30 лет), обнаружено, что более трети респондентов имеют реальный опыт совершения вандальных действий, однако признают и открыто декларируют этот опыт только 2% опрошенных. Причина в суженном содержательном понимании большинством представителей молодежи вандализма – он сводится только к не подлежащим сомнению деструктивным действиям. Многие менее очевидные проступки, попадающие под понятие вандализма, не рефлексируются молодыми людьми в таком качестве. Таким образом, сделан вывод о том, что молодежной среде распространен неосознаваемый вандализм: значительная часть молодых людей более или менее регулярно совершает вандальные действия, не воспринимая их как отклонение от норм поведения, и не замечает вандального поведения окружающих. Полученные данные указывают на значительную гибкость и противоречивость представлений молодого населения мегаполиса о вандализме: на уровне стереотипов при абстрагировании от реальности он расценивается как девиация и категорически осуждается; а в повседневности применительно к конкретным ситуациям трактуется как непризнанная норма. Констатируется тенденция постепенного размывания в сознании молодежи табуированности и девиантности вандализма.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для оптимизации воспитательной работы в образовательных учреждениях и повышения эффективности профилактики вандального поведения среди молодежи.

 

Об авторах

Д. В. Руденкин
Уральский федеральный университет, Екатеринбург
Россия

кандидат социологических наук, доцент кафедры интегрированных маркетинговых коммуникаций и брендинга Института государственного управления и предпринимательства 



И. В. Воробьева
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия
кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и акмеологии


О. В. Кружкова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой философии и акмеологии


М. С. Кривощекова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально ориентированного языкового образования


Список литературы

1. Šakić V., Franc R., Mlačić B. Self-Expressed Tendency of Adolescents towards Social Deviations and Antisocial Behaviour [Samoiskazana sklonost adolescenata socijalnim devijacijama i antisocijalnim ponašanjima] // Drustvena Istrazivanja. 2002. № 11 (2–3). P. 265–289.

2. Оболенская А. Г. Исследование вандального поведения в период деструкции социальной ситуации на территории // Сборник тезисов V Международного Конгресса памяти А. Р. Лурия «Луриевский подход в мировой психологической науке». 13–16 октября 2017 г., Екатеринубург. Екатеринбург: Уральский университет, 2017. С. 117–118.

3. Trovo F., Griguol E. Chimica Oggi // Chemistry Today. 2017. № 35 (4). P. 42–46.

4. Albrecht J. F., & Das D. K. Effective crime reduction strategies: International perspectives. Hoboken: Taylor and Francis, 2011. 650 P.

5. Buckley R. C. Conservation tourism. Cambridge, Mass: CAB International, 2010. 230 P.

6. Bhati A., Pearce P. Tourist attractions in Bangkok and Singapore; linking vandalism and setting characteristics [Электрон. ресурс] // Tourism management. 2017. № 63. P. 15–30. Режим доступа: 10.1016/j.tourman (дата обращения: 14.05.2017).

7. Mushtaha E., Hamid F. The Effect on Vandalism of Perception Factors Related to Housing Design, Case of U. A. E Cities // Journal of Asian Architecture and Building Engineering. 2016. № 15 (2). Р. 247–254.

8. Павлов В. Г. Вопросы ответственности за вандализм в зарубежном уголовном законодательстве // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2014. № 25 (4). С. 95–100.

9. Ватова Л. С. Психопрофилактика молодежного вандализма на ранней стадии в условиях начальной школы // Начальная школа. 2003. № 5. С. 46–50.

10. Омаев Б. Х. Личностные особенности вандалов // Образование и право. 2013. № 1 (41). С. 164–172.

11. Пашутина О. С. Предмет вандализма: понятие и проблемы законодательного определения // Бизнес в законе. 2008. № 2. С. 123–125.

12. Гилинский Я. И. Социология девиантности (новеллы и перспективы) // Социологические исследования. 2009. № 8 (304). С. 70–73.

13. Терехина О. А. Социальные характеристики лиц, склонных к вандализму // Инновационная наука. 2016. № 10–3. С. 139–143.

14. Van Ouytsel J., Ponnet K., Walrave M. The associations of adolescents' dating violence victimization, well-being and engagement in risk behaviors // Journal of Adolescence. 2017. № 55. P. 66–71.

15. Stodolska M., Berdychevsky L., Shinew K. J. Gangs and Deviant Leisure // Leisure Sciences. 2017, 4 July. P. 1–16.

16. Майсак Н. В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. С. 78–86.

17. Гусельцева М. С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей [Электрон. ресурс] // Психологические исследования. 2017. № 10 (54). С. 5. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 04.11.2017).

18. Радченко Д. А. «На человека стал похожим»: советские памятники Украины и России в конфликтном контексте (2013–2015) // Genius Loci: сборник статей в честь 75-летия С. Ю. Неклюдова / сост. М. В. Ахметова, Н. В. Петров, О. Б. Христофорова. Москва: Форум, 2016. С. 435–461.

19. Shobri N. I. M., Sakip S. R. M., Daud N. Public perception towards Graffiti art in Malaysia // Advanced Science Letters. 2017. № 23. (7). P. 6203–6207.

20. Кружкова О. В., Девятовская И. В. Организационный вандализм:

21. к проблеме деструктивного поведения персонала // Сибирский психологический журнал. 2017. № 63. С. 150–169.

22. Смолова Л. В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). Санкт-Петербург: СПбГИПСР, 2010. 712 с.

23. Собольников В. В. Коррекция девиантного поведения студентов в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. 2014. № . 4. С. 173–177.


Для цитирования:


Руденкин Д.В., Воробьева И.В., Кружкова О.В., Кривощекова М.С. МОЛОДЕЖНЫЙ ВАНДАЛИЗМ В СРЕДЕ МЕГАПОЛИСА: ГРАНИЦЫ НОРМЫ И ДЕВИАЦИИ. Образование и наука. 2018;20(2):125-146. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-125-146

For citation:


Rudenkin D.V., Vorobyeva I.V., Kruzhkova O.V., Krivoshchekova M.S. YOUTH VANDALISM IN THE ENVIRONMENT OF MEGALOPOLIS: BORDERS OF STANDARD AND DEVIATION. The Education and science journal. 2018;20(2):125-146. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-125-146

Просмотров: 256


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)