ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-147-161
Аннотация
Введение. Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории индивида создает предпосылки становления личности ребенка, его физического, интеллектуального, морально-нравственного развития. Ключевую роль в этом процессе играет характер взаимодействия педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников этих учреждений.
Цель публикации – опираясь на материалы эмпирико-социологического исследования раскрыть особенности сотрудничества педагогов и родителей – субъектов системы дошкольного образования крупного промышленного города.
Методология и методики. Эмпирической базой исследования стали анкетный опрос родителей, чьи дети посещают типичные дошкольные образовательные организации г. Екатеринбурга (n=220), и полуформализованное интервью с воспитателями этих детских садов (n=30). Выборка педагогов производилась методом основного массива.
Результаты и научная новизна. Изучение специфики взаимоотношений педагогов и родителей обнаружило рассогласованность их представлений о целевых установках дошкольного образования. Социальный запрос родителей заключается в сохранении и укреплении физического здоровья ребенка, а педагоги главной своей задачей считают развитие способностей воспитанников. При этом основным предметом совместных обсуждений родителей и педагогов являются вопросы организационного порядка (своевременная оплата, утренний прием ребенка и пр.). Сделан вывод о том, что во взаимодействии педагогов и родителей превалирует пассивное принятие текущей ситуации, нежели активный настрой на реализацию принципов партнерства и сотрудничества. Главным барьером, затрудняющим становление партнерских отношений и включение семьи в совместную с педагогами деятельность по воспитанию ребенка, является высокая степень занятости родителей. Вместе с тем установлено, что родители доверяют воспитателям и признают их профессионализм. Это обстоятельство служит важной предпосылкой для становления, воспроизводства и развития партнерского взаимодействия субъектов дошкольного образования.Практическая значимость. Представленные в статье материалы предназначены для определения возможных направлений совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений. В первую очередь необходима организация комплексной системной работы по повышению педагогической культуры родителей и развитию специальных компетенций педагогов, позволяющих им на практике успешно реализовать принципы конструктивного сотрудничества с родительской общностью с целью полноценного, успешного, гармоничного воспитания подрастающего поколения.
Об авторе
Н. Л. АнтоноваРоссия
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной социологии
Researcher ID: Q-1495–2015
Scopus Author ID: 57038433100
Список литературы
1. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург: Дом учителя, 2005. 144 с.
2. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. С.-Петербург: Детство-пресс, 2010. 273 с.
3. Nance R. The importance of early childhood education. Roles of Play, Language, Socialization, Formation of Values [Электрон. ресурс]. Quest Paper. 2009. P. 2–19. Режим доступа: http://www.fwquestclub.com/welcome_files/papers/childhood_education.pdf (дата обращения: 12.01.2018).
4. Christian L. G. Understanding families: applying family systems theory to early Childhood practice // Young Children. 2006. № 61 (1). P. 12–20.
5. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.
6. Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в интернет-форумах // Laboratorium. 2010. № 3. С. 44–57.
7. Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching Trust and Control in Parental Relationships with Educational Institutions // Studia paedagogica. 2017. № 22 (2). P. 97–115.
8. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 30–37.
9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2000. 232 с.
10. Eldridge D. Parent involvement: it’s worth the effort // Young Children. 2001. № 56 (4). P. 65–69.
11. Buell M. J., Hallam R. A., Beck H. L. Early Head Start and child care partnerships: Working together to serve infants, toddlers, and their families // Young Children. 2001. № 56 (3). P. 7–12.
12. McMillan D. J. Close encounters: Issues in pre-school parental involvement in Northern Ireland // Child Care in Practice. 2005. № 11 (2). P. 119–134.
13. Epstein J. L. School, family, and community partnerships: Preparing educators and improving schools (2nd ed.). Boulder, CO: Westview Press, 2011.
14. Копытова А. В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). С. 51–53.
15. Baum A. C., McMurray-Schwarz P. Preservice teachers’ beliefs about family involvement: Implications for teacher education // Early Childhood Education Journal. 2004. № 32 (1). P. 57–61.
16. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение.
17. № 1. С. 209–212.
18. Штомпка П. Доверие – основа общества / пер с польск. Н. В. Морозовой. Москва: Логос, 2012. 445 с.
19. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Электрон. ресурс] // Науковедение [Электрон. ресурс]. 2014. № 6 (25). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf (дата посещения: 20.01.2018).
20. Endsley R. C. and Minish P. A. Parent-staff communication in day care centers during morning and afternoon transitions // Early Childhood Research Quarterly. 1991. № 6 (2). P. 119–135.
21. Савинская О. Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения (на примере г. Москвы) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 115–129.
22. Собкин В. С., Халутина Ю.‐ А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1. С. 6–18.
23. Westergаrd E. Teacher Competencies and Parental Cooperation // International Journal about Parents in Education. 2013. № 7 (2). P. 91–99.
Рецензия
Для цитирования:
Антонова Н.Л. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2018;20(2):147-161. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-147-161
For citation:
Antonova N.L. THE SPECIFICS OF PARENT-TEACHER INTERACTION IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION. The Education and science journal. 2018;20(2):147-161. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-147-161