Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-147-161

Аннотация

Введение. Дошкольное образование как стартовая ступень образовательной траектории индивида создает предпосылки становления личности ребенка, его физического, интеллектуального, морально-нравственного развития. Ключевую роль в этом процессе играет характер взаимодействия педагогического сообщества дошкольных образовательных организаций и родителей воспитанников этих учреждений.

Цель публикации – опираясь на материалы эмпирико-социологического исследования раскрыть особенности сотрудничества педагогов и родителей – субъектов системы дошкольного образования крупного промышленного города.

Методология и методики. Эмпирической базой исследования стали анкетный опрос родителей, чьи дети посещают типичные дошкольные образовательные организации г. Екатеринбурга (n=220), и полуформализованное интервью с воспитателями этих детских садов (n=30). Выборка педагогов производилась методом основного массива.

Результаты и научная новизна. Изучение специфики взаимоотношений педагогов и родителей обнаружило рассогласованность их представлений о целевых установках дошкольного образования. Социальный запрос родителей заключается в сохранении и укреплении физического здоровья ребенка, а педагоги главной своей задачей считают развитие способностей воспитанников. При этом основным предметом совместных обсуждений родителей и педагогов являются вопросы организационного порядка (своевременная оплата, утренний прием ребенка и пр.). Сделан вывод о том, что во взаимодействии педагогов и родителей превалирует пассивное принятие текущей ситуации, нежели активный настрой на реализацию принципов партнерства и сотрудничества. Главным барьером, затрудняющим становление партнерских отношений и включение семьи в совместную с педагогами деятельность по воспитанию ребенка, является высокая степень занятости родителей. Вместе с тем установлено, что родители доверяют воспитателям и признают их профессионализм. Это обстоятельство служит важной предпосылкой для становления, воспроизводства и развития партнерского взаимодействия субъектов дошкольного образования.

Практическая значимость. Представленные в статье материалы предназначены для определения возможных направлений совершенствования деятельности дошкольных образовательных учреждений. В первую очередь необходима организация комплексной системной работы по повышению педагогической культуры родителей и развитию специальных компетенций педагогов, позволяющих им на практике успешно реализовать принципы конструктивного сотрудничества с родительской общностью с целью полноценного, успешного, гармоничного воспитания подрастающего поколения.

 

Об авторе

Н. Л. Антонова
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, Екатеринбург
Россия

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры прикладной социологии 

Researcher ID: Q-1495–2015

Scopus Author ID: 57038433100



Список литературы

1. Меренков А. В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе. Екатеринбург: Дом учителя, 2005. 144 с.

2. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика. С.-Петербург: Детство-пресс, 2010. 273 с.

3. Nance R. The importance of early childhood education. Roles of Play, Language, Socialization, Formation of Values [Электрон. ресурс]. Quest Paper. 2009. P. 2–19. Режим доступа: http://www.fwquestclub.com/welcome_files/papers/childhood_education.pdf (дата обращения: 12.01.2018).

4. Christian L. G. Understanding families: applying family systems theory to early Childhood practice // Young Children. 2006. № 61 (1). P. 12–20.

5. От рождения до школы: примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Москва: Мозаика-синтез, 2014. 368 с.

6. Градскова Ю. Когда отдавать ребенка в детский сад и платить ли воспитателю? Родительство, гендер и учреждения дошкольного воспитания в интернет-форумах // Laboratorium. 2010. № 3. С. 44–57.

7. Schweizer A., Niedlich S., Adamczyk J., Bormann I. Approaching Trust and Control in Parental Relationships with Educational Institutions // Studia paedagogica. 2017. № 22 (2). P. 97–115.

8. Арнаутова Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях // Детский сад от А до Я. 2004. № 4. С. 30–37.

9. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Академия, 2000. 232 с.

10. Eldridge D. Parent involvement: it’s worth the effort // Young Children. 2001. № 56 (4). P. 65–69.

11. Buell M. J., Hallam R. A., Beck H. L. Early Head Start and child care partnerships: Working together to serve infants, toddlers, and their families // Young Children. 2001. № 56 (3). P. 7–12.

12. McMillan D. J. Close encounters: Issues in pre-school parental involvement in Northern Ireland // Child Care in Practice. 2005. № 11 (2). P. 119–134.

13. Epstein J. L. School, family, and community partnerships: Preparing educators and improving schools (2nd ed.). Boulder, CO: Westview Press, 2011.

14. Копытова А. В. Системный подход в личностно ориентированном взаимодействии педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей воспитанников // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 14 (152). С. 51–53.

15. Baum A. C., McMurray-Schwarz P. Preservice teachers’ beliefs about family involvement: Implications for teacher education // Early Childhood Education Journal. 2004. № 32 (1). P. 57–61.

16. Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого-педагогическая проблема // Знание. Понимание. Умение.

17. № 1. С. 209–212.

18. Штомпка П. Доверие – основа общества / пер с польск. Н. В. Морозовой. Москва: Логос, 2012. 445 с.

19. Маркарян И. А. Взаимодействие детского сада и семьи – приоритетное направление в деятельности дошкольной образовательной организации [Электрон. ресурс] // Науковедение [Электрон. ресурс]. 2014. № 6 (25). Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/69PVN614.pdf (дата посещения: 20.01.2018).

20. Endsley R. C. and Minish P. A. Parent-staff communication in day care centers during morning and afternoon transitions // Early Childhood Research Quarterly. 1991. № 6 (2). P. 119–135.

21. Савинская О. Б. Родительская оценка услуг детского сада: ценность воспитания и обучения (на примере г. Москвы) // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. Т. XVIII. № 2. С. 115–129.

22. Собкин В. С., Халутина Ю.‐ А. Отношение родителей детей дошкольного возраста к образовательному процессу в детском саду: удовлетворенность, оценка качества и эффективности обучения // Современное дошкольное образование. 2018. № 1. С. 6–18.

23. Westergаrd E. Teacher Competencies and Parental Cooperation // International Journal about Parents in Education. 2013. № 7 (2). P. 91–99.


Рецензия

Для цитирования:


Антонова Н.Л. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. Образование и наука. 2018;20(2):147-161. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-147-161

For citation:


Antonova N.L. THE SPECIFICS OF PARENT-TEACHER INTERACTION IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION. The Education and science journal. 2018;20(2):147-161. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-147-161

Просмотров: 2763


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)