ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ БЛОГОВ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-117-139

Полный текст:


Аннотация

Введение. К наиболее сложным и острым педагогическим проблемам иноязычной подготовки студентов технического вуза и высшей школы в целом относятся обеспечение индивидуализации обучения и стимулирование мотивации студентов к саморазвитию. По мнению авторов статьи, возможным действенным средством решения этих проблем является технология ведения учебных блогов, несмотря на ее недостаточную методическую разработанность в настоящее время. В связи с этим требуется продолжение исследований аспектов применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые могут активизировать самообразовательную деятельность обучающихся. Цель статьи – представить авторскую модель организации самостоятельной работы бакалавров с помощью учебных блогов; раскрыть образовательный потенциал и обосновать продуктивность использования ИКТ в учебном процессе на примере развития профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов-приборостроителей. Методология и методики. При построении модели учитывались базовые положения комплекса методологических подходов: компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, тезаурусного и квалиметрического, позволяющих реализовать в выполняемой работе принципы индивидуализации, профессиональной направленности, интегративности, самоорганизации и интерактивности. В качестве главного инструментария исследования был избран один из ведущих методов педагогической квалиметрии − групповая экспертная оценка. Задействовались также методы моделирования и педагогического эксперимента. Результаты и научная новизна. На основе экспертизы была определена структура профессиональной иноязычной компетенции будущих инженеров-приборостроителей, включающая коммуникативный, когнитивный и предметный компоненты. Подробно описано создание варианта модели формирования этой компетенции у студентов посредством ведения ими веб-страниц, на которых размещается самостоятельно освоенный материал профессиональной тематики. Сформулированы педагогические и дидактические условия и рекомендации реализации данной модели, которая отличается от большинства других, также опирающихся на ресурсы ИКТ, практико-ориентированной направленностью и учетом личностных особенностей и потребностей каждого учащегося. Предлагаемая авторами технология предусматривает тезаурусный подход к расширению иноязычного лексикона студентов и квалиметрический подход к определению уровня развития необходимой профессиональной компетенции. Разработанные модель и соответствующая ей технология в экспериментальном порядке были успешно апробированы в ИжГТУ им. М. Т. Калашникова в 2016−2017 учебном году. Практическая значимость. Материалы исследования будут полезны преподавателям при организации самостоятельной работы студентов. Методика блог-технологии может быть адаптирована к другим направлениям подготовки в техническом вузе.

 


Об авторах

А. А. Гареев
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск
Россия
аспирант кафедры профессиональной педагогики, ассистент кафедры английского языка


О. Ф. Шихова
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск
Россия
доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики


Ю. А. Шихов
Ижевский государственный технический университет им. М. Т. Калашникова, Ижевск
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры профессиональной педагогики 

Scopus Author ID 7003852705



Список литературы

1. Blood R. The weblog handbook: Practical advice on creating and maintaining your blog. Basic Books, 2002. 144 p.

2. Kennedy K. Writing with web logs // Technology and Learning Magazine. 2003. № 23. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://web2play.pbworks.com/ f/Post+Writing+with+Web+Logs+copy.pdf (дата обращения 14.02.2018).

3. Bartlett-Bragg A. Blogging to learn // The Knowledge Tree. 2003. № 4. P. 1–12.

4. Bloch J. Abdullah’s blogging: A generation 1.5 student enters the blogosphere // Language Learning & Technology. 2007. № 11 (2). P. 128–141.

5. Bloch J. Technology and ESP // The handbook of English for specific purposes, ed. Brian Paltridge and Sue Starfield. Boston: Wiley-Blackwell, 2013. P. 385–405.

6. Hourigan T., Murray L. Using blogs to help language students to develop reflective learning strategies: Towards a pedagogical framework // Australasian Journal of Educational Technology. 2010. № 26 (2). P. 209–225.

7. Zawilinski L. HOT blogging: A framework for blogging to promote higher order thinking // The reading teacher. 2009. № 62. (8). P. 650–661.

8. Farmer B., Yue A., Brooks C. Using blogging for higher order learning in large cohort university teaching: A case study // Australasian Journal of Educational Technology. 2008. № 24 (2). P. 123–136.

9. Montero-Fleta B., Pérez-Sabater C. A research on blogging as a platform to enhance language skills // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2010. № 2 (2). P. 773–777.

10. Pérez-Sabater C., Montero-Fleta B. ESP vocabulary and social networking: The case of Twitter // Ibérica. 2015. № . 29. P. 129–153.

11. Lee L. Digital news stories: Building language learners’ content knowledge and speaking skills // Foreign Language Annals. 2014. № 47 (2). P. 338–356.

12. Arslan R. Ş., Şahin-Kızıl A. How can the use of blog software facilitate the writing process of English language learners? // Computer Assisted Language Learning. 2010. № 23 (3). P. 183–197.

13. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № . 4 (20). С. 115–127.

14. Пустовалова О. В. Умения письменной речи в целях обучения иностранному языку в неязыковом вузе средствами социального сервиса Твиттер // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № . 8 (112). С. 151–155.

15. Раицкая Л. К. Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 4. С. 54–58.

16. Кручинина Г. А., Михайлова Е. Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № . 4 (1). С. 26–33.

17. Шихова О. Ф., Жуйкова О. В. Индивидуальные образовательные траектории самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов в техническом вузе // Образование и наука. 2013. № 9 (108). С. 56–70.

18. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Критерии качества компетентностно-ориентированных педагогических контрольных материалов // Современные фундаментальные и прикладные исследования: Международное научное издание. 2014. № 1 (12). С. 48–52.

19. Черепанов В. С., Шихов Ю. А. О проблеме фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2004. № 3 (11). С. 5.

20. Гареев А. А. Изучение английского языка как необходимое условие для формирования конкурентоспособности бакалавров профессионального обучения // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2016. № 1 (69). С. 82–84.

21. Красавина Ю. В., Шихова О. Ф. Метод электронных междисциплинарных проектов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов вуза // Образование и наука. 2017. № 1 (19). С. 160–176.

22. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3–7.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гареев А.А., Шихова О.Ф., Шихов Ю.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ БЛОГОВ. Образование и наука. 2018;20(3):117-139. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-117-139

For citation: Gareyev A.A., Shikhova O.F., Shikhov Y.A. ORGANIZATION OF INDEPENDENT STUDENT WORK BASED ON STUDENT BLOGGING ACTIVITY. The Education and science journal. 2018;20(3):117-139. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-117-139

Просмотров: 213

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)