ОЦЕНКА МЕДИАКУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ КАК КОМПОНЕНТА ЕГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО ПОРТРЕТА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-34-63
Resumen
Введение. Существование и функционирование современного человека в насыщенной информационной медиасреде и неуклонно возрастающая роль медиа в жизни и образовательной практике человека актуализируют развитие медиаобразования и медиаобразовательной деятельности. В связи с этим требуется, чтобы учителя обладали высоким уровнем медиакультуры, которая позволит им эффективно работать с информацией и успешно развивать медиаграмотность и медиакомпетеность обучающихся.
Цели исследования, итоги которого представлены в публикации, – рассмотреть феномен медиакультуры учителя как одной из характеристик «квалификационного портрета учителя», составленного согласно профессиональному стандарту «Педагог»; и создать основу инструментария оценки данного компонента культуры учителя.
Методология и методики. Методологической базой работы явились идеи системного, культурологического, средового и личностно-деятельностного подходов. Ведущими методами исследования были теоретический анализ психолого-педагогической литературы, обобщение практического опыта медиаобразования; диагностические методы (анкетирование, опрос, наблюдение, сбор и обработка статистических данных педагогической активности педагогов в медиапространстве), педагогический эксперимент.
Результаты и научная новизна. Медиакультура понимается авторами как детерминанта квалификационного портрета учителя на современном этапе развития образования. Отмечается позитивная роль этого вида культуры учителя в формировании его профессиональных качеств, таких как критическая рациональность, самостоятельность мышления, способность противостоять навязыванию средствами информации определенных точек зрения, обусловленных внешними интересами. Показано, что высокий уровень медиакультуры позволяет учителю ориентироваться в медиасреде как специфически организованном знаковом визуально-эмоциональном пространстве; проектировать свою профессиональную деятельность в области медиаобразования, создавая новые информацию и знания посредством доступных инструментов и форматов медиа; выбирать эффективные стратегии индивидуального обучения школьников в медиапространстве. Обозначены педагогические условия формирования медиакультуры учителя и необходимость ее диагностики. Научно обоснованы и разработаны критерии и показатели для определения уровня медиакультуры учителя, которые апробированы в ходе эксперимента на курсах повышения квалификации педагогов Ленинградской области.Практическая значимость. Предложенные критерии и показатели могут найти широкое практическое применение в оценке квалификационных характеристик учителя в контексте требований профессионального стандарта педагога.
Palabras clave
De los autores
Т. БороненкоRussian Federation
А. Кайсина
Russian Federation
В. Федотова
Russian Federation
Referencias
1. Harry I. I. Media literacy and culture in the age of new information and communication technologies // International Journal of Communication. 2017. Vol. 13. № 1. P. 86–101.
2. Федоров А. В. Медиаобразование будущих педагогов. Таганрог: Изд- во Кучма, 2005. 314 c.
3. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Москва: РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. 243 с.
4. Peter W., Shapiro B. Digital media and data: using and designing technologies to support learning in practice // Learning, Media and Technology. 2016. Vol. 1. P. 187–192. DOI: 10.1080/17439884.2016.1160929.
5. Lau W. W. Effects of social media usage and social media multitasking on the academic performance of university students // Computers in human behavior. 2017. Vol. 68. P. 286–291.
6. Chai C. S. et al. Examining pre-service teachers’ design capacities for web-based 21st century new culture of learning // Australasian Journal of Educational Technology. 2017. Vol. 33, № 1. P. 1–20.
7. Тюнников Ю. С., Афанасьева Т. П., Казаков И. С., Мазниченко М. А. Непрерывное формирование медиакомпетентности учителя в условиях постоянных изменений информационной и образовательной среды // Медиаобразование. 2017. № 1. С. 58–79.
8. Bamigboye O. O., Olusesan A. A. An Analysis on Impact of Social Media for Learning in Eastern Cape Universities, South Africa // International Journal of Educational Sciences. 2017. Vol. 17. P. 69–75. DOI: 10.1080/ 09751122.2017.1305755.
9. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Праксиоцентризм в профессиональном стандарте педагога // Образование и наука. 2017. № 4. Т. 19. С. 9–38.
10. Розина Н. М. Важнейшей частью стандарта станет квалификационный портрет выпускника // Прикладная информатика. 2006. № 4. С. 93–102 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nelli-rozina-vazhneyshey-chastyu-standarta-stanet-kvalifikatsionnyy-portret-vypusknika (дата обращения: 28.02.2018).
11. Федоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России. 2005. № 6. С. 134–138.
12. Amdam S. Media Education Goes Professional? // Nordicom Review. 2017. Vol. 38. № 1. P. 81–95.
13. Saini M. C., Abraham J. Promises of social media enabled learning in education // International Education and Research Journal. 2017. Vol. 3. № 2. P. 49–50.
14. Krumsvik R. J. Teacher educators' digital competence // Scandinavian Journal of Educational Research. 2014. Vol. 58. № 3. P. 269–280. DOI: 10.1080/00313831.2012.726273.
15. Королева Д. О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе // Вопросы образования. 2016. № 1. С. 205–224.
16. Семенова Е. В., Семенов В. И., Семенова Н. И. Медиакультура профессионала: сущность, вызовы, возможности // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5. C. 165.
17. Щеглов Д. С. Подходы к осмыслению медиакультуры в философии XX века // Омский научный вестник. 2013. № 2 (116). С. 127–130.
18. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. Москва: Академический проект, 2005. 260 с.
19. Паранина Н. А. Педагогическая технология развития медиакультуры студентов в системе дистанционного обучения // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 1 (27). С. 252–254.
20. Касимова Т. А. Формирование медиакультуры молодежи в деятельности объединений дополнительного образования // Техническое творчество молодежи. 2017. № . 1. С. 13–15.
21. Скобелева И. Е. Веб-квест технология как средство развития меди- акультуры обучающихся // Среднее профессиональное образование. 2017. № . 11. С. 9–12.
22. Челышева И. В. Профессиональная подготовка организаторов работы с молодежью с использованием медиаобразовательных технологий в реализации магистерских программ // EDCRUNCH Ural: новые образовательные технологии в вузе. Екатеринбург, 2017. С. 519–524.
23. Simons M., Meeus W. T'Sas J. Measuring Media Literacy for Media Education. Development of a Questionnaire for Teachers' Competencies // Journal of Media Literacy Education. 2017. Vol. 9, № 1. P. 99–115.
24. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. 340 c.
25. Федоров А. В. Медиаобразование: история и теория. Москва: Информация для всех, 2015. 450 c.
26. Зайцев В. Ю. Роль медиаобразования в деятельности современного педагога // Человек и образование. 2011. № 2. С. 143–145.
27. Mazer J. P., Murphy R. E. & Simonds C. J. The effects of teacher self¬disclosure via Facebook on teacher credibility // Learning, Media and Technology. 2009. Vol. 34. P. 175–183. DOI: 10.1080/17439880902923655.
28. Brown C., Czerniewicz L., Noakes T. Online content creation: looking at students’ social media practices through a Connected Learning lens // Learning, Media and Technology. 2016. Vol. 41. P. 140–159. DOI: 10.1080/17439884.2015.1107097.
29. Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. Москва: Академический проект, 2008. 496 с.
30. Антонова Л. Г. Изучение медиаграмотности современной языковой личности // Медиа. Информация. Коммуникация. 2014. № 10. С. 12–14.
31. Григорьев В. В., Кузьмин Е. И. Медиа- и информационная грамотность: новое понятие, контекст, всероссийская конференция // Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее: Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе: материалы всероссийской научно-практической конференции, 24–27 апреля 2013 г. Москва: МЦБС, 2014. С. 232–234.
32. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации. Москва: Академический проект, 2005. 400 с.
33. Сапунов Б. С. Образование и медиакультура // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 26–34.
34. Семеног Е. Н. Медиаобразование будущего учителя в высшей филологической школе: опыт зарубежья Украины // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 1 (12). С. 239–242.
35. Jolls T., Wilson C. The Core Concepts: Fundamental to Media Literacy Yesterday, Today and Tomorrow // Journal of Media Literacy Education. 2014. Vol. 6(2). P. 68–78.
36. Молчанова О. И. Проблема инфосоциализации индивида в условиях информационного общества: феномен медиакультуры // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 96–100.
Recensión
Para cita:
Boronenko T.A., Kaysina A.V., Fedotova V.S. ASSESSMENT OF THE TEACHER'S MEDIA-CULTURE AS THE COMPONENT OF QUALIFICATION PORTRAIT. The Education and science journal. 2018;20(4):34-63. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-34-63