Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВАРИАТИВНЫЙ КУРС НА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-64-83

Полный текст:

Аннотация

Введение. Одной из проблем высшей школы является рассогласованность деятельности теоретических и выпускающих (профилирующих) кафедр по формированию компетенций студентов. Использование фундаментальных знаний в содержании профессиональной компоненты подготовки нередко носит формальный характер. Следствием этого становится нарушение целостности и преемственности обучения в вузе. В медицинских образовательных учреждениях ситуация осложняется тем, что у каждой из многочисленных клинических кафедр есть своя специфика, определяющая запросы к содержанию конкретной теоретической дисциплины.

Цель статьи – обосновать необходимость разработки на теоретических кафедрах медицинского вуза вариативных курсов, обеспечивающих освоение будущими врачами как базисных, фундаментальных знаний, так и требующихся профессиональных компетенций.

Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на деятельностный, практико-ориентированный и компетентностный подходы к образованию. При отборе учебного материала для вариативных курсов использовались положения контекстного (мотивационного) подхода к обучению, метод экспертных оценок, диалектические принципы системности и вариативности содержания учебного материала, единства интеграции и дифференциации фундаментальных знаний.

Результаты и научная новизна. Описан опыт кафедры гистологии, цитологии и эмбриологии Донецкого национального медицинского университета по проектированию вариативных курсов для студентов разных специализаций и направлений подготовки. Поскольку в настоящее время в рамках компетентностной концепции образования не существует стандартных программ вариативных курсов по гистологии, их конструирование является актуальной проблемой дидактики. Сформулированы принципы отбора содержания таких курсов, предназначение которых состоит в междисциплинарной интеграции фундаментальных и прикладных знаний.

Практическая значимость. Материалы публикации могут быть полезны руководителям и преподавателям кафедр медицинских вузов при разработке интегрированных курсов, содержание которых находится на стыке фундаментальных и прикладных дисциплин.

Об авторе

Э. Ф. Баринов
Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького, Донецк
Украина
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой гистологии, цитологии и эмбриологии


Список литературы

1. Draxler D. F., Madondo M. T., Hanafi G., Plebanski M., Medcalf R. L. A flowcytometric analysis to efficiently quantify multiple innate immune cells and T Cell subsets in human blood // Cytometry A. 2017. Vol. 91, № 4. Р. 336–350. DOI: 10.1002/cyto.a.23080.

2. Dilaveris P. E., Kennedy H. L. Silent atrial fibrillation: epidemiology, diagnosis, and clinical impact // Clinical Cardiology. 2017 June. № 40 (6). DOI: 10.1002/clc.22667.

3. Van Doorn J. R., Van Doorn J. D. The quest for knowledge transfer efficacy: blended teaching, online and in-class, with consideration of learning typologies for non-traditional and traditional students // Frontiers in Psychology. 2014. Vol. 17, № 5. P. 324.

4. Гусева Е. В., Скурлатов В. В., Суркин М. Ю. Межпредметная интеграция как средство профилизации обучения // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулева. 2015. № 1. С. 141–146.

5. Лебедева Е. Н., Афонина С. Н., Гирина Л. В., Мачнева И. В., Никоно- ров А. А. Элективные курсы в преподавании биохимии как одна из форм интерактивного обучения на фармацевтическом факультете // Медицинский вестник Башкортостана. 2016. Т. 11, № 5 (65). С. 153–155.

6. Коломиец О. М., Фокина М. А., Егорова Е. С. Психолого-педагогичес- кие условия повышения уровня подготовки студентов медицинских вузов // Сеченовский вестник [Электрон. ресурс]. 2012. № 3 (9). С. 61–65. Режим доступа: https://www.sechenov.ru/upload/iblock/054/sechenovskij_vestnik_3_9_2012_m aket.pdf (дата обращения: 13.03.2017)

7. Алтунин А. В. Подходы к изучению компетенций в деятельности работников научно-медицинской организации: краткий обзор литературы // Социальные аспекты здоровья населения. 2014. Т. 39, № 5. С. 18.

8. Занин С. А. Самостоятельная работа студентов как необходимый компонент формирования компетенций при изучении нормальной физиологии человека // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 10. С. 133–135.

9. Корочанская С. П., Хвостова Т. С. Вариативный курс по биохимии как способ повышения качества фундаментальной подготовки специалиста в медицинском вузе // Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 4. С. 136–139.

10. Баринов Э. Ф., Сулаева О. Н. Молекулярные механизмы тромбогенеза // Кардиология. 2012. № 12. С. 45–56.

11. Tello-Montoliu A., Tomasello S. D., Ueno M., et al. Antiplatelet therapy: thrombin receptor antagonists // British Journal of Clinical Pharmacology. 2011. Vol. 72, № 4. P. 658–671.

12. Jacobson K. A., Deflorian F., Mishra S. Pharmacochemistry of the platelet purinergic receptors // Purinergic Signalling. 2011. Vol. 7, № 3. P. 305–324.

13. Shankar H., Kahner B., Kunapuli S. P. G-protein dependent platelet signaling-perspectives for therapy // Current Drug Targets. 2006. Vol. 7, № 10. P. 1253–1263.

14. Garcia A., Kim S., Bhavaraju K., Schoenwaelder S. M., Kunapuli S. P. Role of phosphoinositide 3-kinase β in platelet aggregation and thromboxane A2 generation mediated by Gi signalling pathways // Biochemical Journal. 2010. Vol. 429, № 2. P. 369–377.

15. Bynagari-Settipalli Y. S., Lakhani P., Jin J, Bhavaraju K, Rico M. C., Kim S., et al. Protein kinase C isoform ε negatively regulates ADP-induced calcium mobilization and thromboxane generation in platelet // Arteriosclerosis Thrombosis and Vascular Biology. 2012. Vol. 32, № 5. P. 1211–1219.

16. Bennett J. S., Berger B. W., Billings P. C. The structure and function of platelet integrins // Journal of Thrombosis and Haemostasis. 2009. № 7 (1). P. 200–205.

17. Joo S. J. Mechanisms of Platelet Activation and Integrin αIIβ3 // Korean Circulation Journal. 2012. Vol. 42, № 5. P. 295–301.

18. Иванова О. Н. Новые элективные курсы в образовательном процессе студента медицинского института // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 2. С. 77–78.

19. Воронцова З. А. Эффективный подход в изучении гистологии // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 11 (1). С. 69–70.

20. Баринов Э. Ф., Николаенко О. И., Балыкина А. О., Бондаренко Н. Н. Основные принципы создания вариативного курса на теоретических кафедрах медицинского вуза // Непрерывное образование: ХХI век. 2017. Вып. 3 (19). С. 2–13.


Для цитирования:


Баринов Э.Ф. ВАРИАТИВНЫЙ КУРС НА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ КАФЕДРЕ КАК БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧА. Образование и наука. 2018;20(4):64-83. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-64-83

For citation:


Barinov E.F. ELECTIVE COURSE AT THE THEORETICAL DEPARTMENT AS A BASIS FOR PROFESSIONAL COMPETENCIES FORMATION OF A PHYSICIAN. The Education and science journal. 2018;20(4):64-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-64-83

Просмотров: 163


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)