ОПЫТ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОПЫТКА ОБЪЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ДОСТИЖЕНИЙ И ПРОБЛЕМ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152

Полный текст:


Аннотация

Введение. В последнее время в сфере образования большую популярность приобрел метод проектного обучения. Однако его внедрение в образовательный процесс и обсуждение в научной периодике оказались в определенной мере подвержены влиянию моды, вследствие чего у многих научно-педагогических работников сложились не совсем верные представления о возможностях данного метода. Переоценка ожидаемых эффектов от его использования может, в свою очередь, вызвать обратную реакцию разочарования, затормозив распространение методологического и методического инструментария, действительно обладающего большим потенциалом.

Цели представленного в статье исследованияобозначить и проанализировать недостаточно полно освещенные в научных публикациях проблемные аспекты проектного обучения; обосновать необходимость дифференцированного подхода к его реализации.

Методология и методы. В ходе работы, базирующейся на системном и практико-ориентированном подходах, были задействованы методы эксперимента, сопоставления, структурного и сравнительного анализа эмпирических данных.

Результаты и научная новизна.Описан многолетний преподавательский опыт автора, накрпленный в ходе обучения студентов системы высшего и среднего профессионального образования, осваивающих технологии производства рекламной видеопродукции на основе метода проектов. Рассмотрены достоинства и недостатки этого метода, благоприятные условия его реализации; дан ряд методических рекомендаций, позволяющих повысить его действенность; указаны типичные ошибки, которые допускаются при внедрении подобного обучения. Использование метода проектов приближает процесс подготовки специалистов к реальной профессиональной деятельности; снимает проблему ограничения учебного времени; предоставляет возможности взаимообучения студентов и освоения ими программы курсов в индивидуальном темпе; а в случае продуманной организации работы над проектом, наличия ее постоянного контроля и объективной оценки независимыми экспертами конечного проектного продукта существенно стимулирует учебную мотивацию студентов и способствует росту их профессиональной компетентности. Однако метод не универсален. Он помогает развитию способностей более одаренных обучающихся, но может негативно сказаться на успеваемости слабо мотивированных студентов. Проекты могут реализоваться в рамках одной изучаемой дисциплины, если они соответствуют специфике ее содержания и структуры. В иных случаях проектное обучение требует комплексной перестройки учебного процесса, тщательного прогнозирования его конечных результатов, изменения подходов к преподаванию всех дисциплин, подчинения учебного графика технологиям проектирования.

Практическая значимость. Материалы статьи адресованы преподавателям, методистам и административным работникам системы профессионального образования, заинтересованным в целесообразной и рациональной организации учебного процесса и выборе наиболее продуктивных методов, средств и форм профессиональной подготовки будущих специалистов.

 


Об авторе

Д. А. Трищенко
Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белгород
Россия
кандидат философских наук, доцент кафедры гостинично-туристического сервиса, коммерции и рекламы


Список литературы

1. Шарипов Ф. В. Технология проектного обучения // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 87–93.

2. Емельянова Н. В., Ларионова О. Г. Организация проектного обучения в вузе // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2012. № 1 (8). С. 70–75.

3. Решетка В. В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2 (10). С. 83–86.

4. Дреер Р. Применение принципов проектного образования в программах бакалавриата // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 46–49.

5. Турло Е. М. Проектное обучение в высшей школе // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2013. № 19. С. 79–84.

6. Зеер Э. Ф., Лебедева, Е. В., Зиннатова М. В. Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. 2016. № 7 (136). С. 40–56.

7. Анохина Л. В. Проектные технологии в реализации практико-ориентированного подхода к обучению в вузе // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 7–9. С. 61–63.

8. Буинцев В. Н. Некоторые аспекты организации проектного обучения в вузе // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. 2017. № 1 (48). С. 97–100.

9. Зайнулина Ф. К. Проектный метод обучения в формировании мотивации образовательного процесса студентов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 4. С. 164–167.

10. Сафонцева Н. Ю. Проблемно-проектный метод обучения в дидактике высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. № 7 (71). С. 47–51.

11. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Проблемы современного образования: научно-информационный журнал Российской академии образования. 2011. № 6. С. 35–43.

12. Тлеубердиева Ж. К., Касенова А. С. Проектные методы обучения // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2016. № 1 (3). С. 392–399.

13. Obradović V. Management Education in Central & Eastern Europe // PM World Journal Project. 2015. Vol. IV, Issue V, May. Available from: http://pmworldjournal.net/wp-content/uploads/2015/05/pmwj34-May2015-Obradovic-Project-management-education-in-Central-and-East-Europe.pdf (дата об- ращения: 07.02.2018).

14. Brinia V. Project: a trainee oriented training method, an empirical approach // Higher Education, Skills and Work-Based Learning 2011. Vol. 1, Issue: 2. P. 169–186. Available from: https://doi.org/10.1108/20423891111128926 (дата обращения: 08.02.2018).

15. Emery L. R., Morgan S. L. The application of project-based learning in bioinformatics training // PLOS Computational Biology. 2017, August 17. № 13 (8). Available from: https://doi.org/10.1371/journal.pcbi. 1005620 (дата обращения: 08.02.2018).

16. Knoll M. Project method // Encyclopedia of Educational Theory and Philosophy / ed. D. C. Phillips. Thousend Oaks, CA. 2014. Vol. 2. P. 665–669. Available from: http://www.mi-knoll.de/150901.html (дата обращения: 09.02.2018).

17. Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. № 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ps.1september.ru/article.php? ID=201100111 (дата обращения: 12.12.2017).

18. Антюхов А. В. Проектное обучение в высшей школе: проблемы и перспективы // Высшее образование в России. 2010. № 10. С. 26–29.

19. Кротова Е. А., Макшеева А. И. Проектное обучение как средство развития творческой деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 1. С. 120–123.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Трищенко Д.А. ОПЫТ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОПЫТКА ОБЪЕКТИВНОГО АНАЛИЗА ДОСТИЖЕНИЙ И ПРОБЛЕМ. Образование и наука. 2018;20(4):132-152. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152

For citation: Trishchenko D.A. EXPERIENCE OF PROJECT-BASED LEARNING: AN ATTEMPT AT OBJECTIVE ANALYSIS OF RESULTS AND PROBLEMS. The Education and science journal. 2018;20(4):132-152. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-4-132-152

Просмотров: 204

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)