ОЦЕНКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ УРАЛЬСКИХ ВУЗОВ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-55-68
Resumen
В статье предложены различные подходы к определению понятия «качество образования». На основе анализа работ зарубежных и отечественных авторов подробно рассматриваются социологические аспекты качества. Как ключевую проблему автор выделяет несовпадение интересов различных социальных групп в процессе реформирования образования. Преобразования последнего времени показаны в контексте реорганизации высшей школы. На основании эмпирического исследования, проведенного в семи вузах Екатеринбурга, делается вывод о том, что отрицание реформы образования носит системный характер, а не является случайным набором отдельных мнений, а позиция представителей образовательного сообщества, выступающего против изменений, выглядит достаточно устойчивой. Профессорско-преподавательский со- став и студенчество, выступающие против спускаемых сверху мер, не перестанут им противодействовать до тех пор, пока в реформу не будут внесены коррективы по целому ряду направлений. Причем основное бес- покойство у образовательного сообщества вызывают изменения качества и ценностей высшего профессионального образования: постепенная трансформация классического фундаментального обучения, нацеленного на развитие личности, и усиление акцента на практической составляющей образования, якобы ведущее к повышению конкурентоспособности выпускников. Вероятный вариант продолжения преобразований без учета мнения работников образовательной сферы и потребителей ее услуг (учащихся, студентов) грозит либо еще большим замедлением темпов реализации реформы либо полным ее провалом.
Palabras clave
Del autor
Д. ПоповRussian Federation
Referencias
1. Аниканова Н. А. Качество образования в современной высшей школе: социокультурные ориентиры трансформации: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Новочерасск, 2006.
2. Любин И. Н. Управление открытым социальным взаимодействием как фактор качества образования в системе среднего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Чита: Читин. гос. ун-т. 2006.
3. Мажар Н. Е. Качество образования как системообразующий фактор образовательной политики // Пед. образование и наука. 2010. No 8. С. 16–24.
4. Манхейм К. Очерки социологии знания. Проблема поколений – состязательность – экономические амбиции. М., 2000. 249 с.
5. Панасюк В. П. Педагогическая система внутришкольного управления качеством образовательного процесса: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1998.
6. Праздников Г. А. Болонский процесс в смысловом пространстве социального образования // Социолог. исследования. 2004. No 2. С. 42–47.
7. Смолин О. М. И еще раз о ЕГЭ. Сайт научного информационно-аналитического журнала Образование и общество [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2008/74.html (дата обращения 12.04.10).
8. Тестов В. Качество и фундаментальность высшего образования // Высш. образование в России. 2008. No 10. С. 89–92.
9. Чевтаева Н. Г., Стребкова Н. В.Оценка качества образования: социологический анализ групп интересов: моногр. Екатеринбург; Лангепас: УрАГС, 2009. 154 с.
10. Шишов С. Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1999. 320 с.
11. Щипачева Н. В. Качество образования в системе высшей школы: социологический аспект: автореф. ... канд. социол. наук. Екатеринбург. 2005.
12. Попов Д. П. Реформа высшего образования глазами преподавателей и студентов уральских вузов: социологический анализ // Науч. вестн. Урал. академ. гос. службы: политология, экономика, социология, право. 2011. No 2 (15). С. 174–180.
Recensión
Para cita:
Popov D.P. Education Quality Assessment by the Teachers and Students of the Ural Region in the Light of the Higher School Reorganization. The Education and science journal. 2012;1(8):55-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-55-68